Что принес 2022 год самому крупному автомобилестроительному предприятию Челябинской области. Это был год инвестиций, развития и расширения производства.
Несмотря на непростую внешнеэкономическую ситуацию автозавод «УРАЛ» увеличил объем выпускаемой продукции, собирая более 50-ти автомобилей в сутки, реализуя в этом году порядка 9 900 автомобилей. В 2023 году завод намерен увеличить темпы выпуска продукции и изготовить 13 800 единиц техники в темпе до 66 машин в сутки, что выше показателя этого года почти на 40%.
Нарастить объемы производства в такие кратчайшие сроки возможно только развивая промышленную базу и одновременно с этим привлекая к труду новые кадровые ресурсы. Поэтому руководство автозавода приняло решение взять уверенный курс на реализацию масштабной инвестиционной программы, расширение модельного ряда продукции и активный набор сотрудников на вновь созданные вакансии.
Инвестиционное развитие
Скрытое от глаз забором предприятие, как целый промышленный городок, расположилось в центре Миасса. Здесь ударными темпами идет реновация. Тяжелая техника и строительный персонал ведут непрерывные демонтажные работы – разбирают коммуникации и сносят целые комплексы цехов и административно-бытовых зданий. Исчерпавшие свой ресурс постройки 40-х годов прошлого столетия в ближайшие годы сменят быстровозводимые, светлые и просторные цеха, оснащенные автоматизированным и роботизированным оборудованием, современной оснасткой и инструментом.
Уже в 2022 году в рамках реализации инвестиционной программы завод вложил в свое развитие рекордную за последние десять лет сумму – 3,3 миллиарда рублей, что составляет 142% от уровня данного показателя за прошлый год.
В декабре при участии губернатора Челябинской области Алексея Текслера генеральный директор АО «АЗ «УРАЛ» Павел Яковлев дал старт работы крупнейшему логистическому центру общей площадью более 10 000 квадратных метров, предназначенному для отгрузки более 90 % номенклатуры всех запасных частей для автомобилей «Урал» в любые уголки нашей страны и зарубежья.
Интересно, что годом ранее сбыт продукции завод организовал через интернет-магазин, а также через партнёрскую сеть, состоящую из дилеров и сервисных центров. В результате потребность в функциональном логическом центре возникла в связи с увеличением объемов реализации оригинальных запасных частей марки «Урал» за текущий год в три раза.
Увеличилось и количество сервисных центров, достигнув 200 компаний. Для качественного обучения их персонала стала необходима удобная и современная производственная база. Для этой цели завод построил функциональный цех для сервисного обслуживания и ремонта продукции, а также автомойку для грузовых автомобилей.
Помимо этого, завод в 2022 году организовал новый цех полного цикла изготовления самосвальных установок и кузовов фургонов вахтовых автобусов. Вторым этапом планируется в следующем году дооснащение цеха роботизированным оборудованием.
В декабре запущен в эксплуатацию новый испытательный полигон, необходимый для обкатки автомобилей и прохождения ими различных препятствий с целью передачи машин, полностью соответствующих ожиданиям клиентов по проходимости и качеству.
Суммарно заводом вложено в перечисленные проекты около 1,5 млрд. рублей. На данный момент ведется проработка идеи строительства нового корпуса для сборки специальных автомобилей.
Развитие продуктовой линейки
В августе текущего года в Кубинке автозавод «УРАЛ» представил сразу несколько новинок на Международном выставочном форуме. В числе передовых инновационных разработок – создание в рамках федеральной программы Министерства образования и науки РФ «Приоритет-2030» уникального семейства транспортных средств. Задача – обеспечить Крайний Север адаптированными автомобилями, позволяющими доставлять людей и грузы по бездорожью в условиях экстремально низких температур до -60 градусов. Свой научно-технический потенциал в создании «арктических автомобилей» реализуют специалисты МГТУ им. Н.Э. Баумана и Южно-Уральского госуниверситета. В декабре команда проекта успешно представила отчет профильному Министерству и продолжает совершенствовать образцы, которым этой зимой предстоит пройти новый этап испытаний в естественной для будущей эксплуатации среде.
Также на главном международном форуме страны были представлены модели грузового беспилотника, разработанного совместно с НПО «Андроидная техника». Большой интерес вызвал гибридный грузовик с электрической силовой установкой, способный найти свою нишу в сфере ЖКХ. Внимание привлек и двухосный автомобиль, являющийся самым лёгким в гамме уральских грузовиков, напоминающий по характеристикам знаменитый ГАЗ-66.
Параллельно с разработкой новейших образцов автомобилей, отвечающих самым требовательным и амбициозным запросам, автозавод продолжает продвижение на рынок перспективных базовых моделей грузовиков дорожной гаммы как капотной, так и бескапотной компоновки. В декабре 2022 года АЗ «УРАЛ» получил грант ФРП в размере 18 млн. рублей. Фонд направит автозаводу «УРАЛ» средства на возмещение затрат по проекту создания линейки тяжелых неполноприводных автомобилей на платформах С26 и С33 (Урал RWD). Реализация этого проекта помогла производителю вездеходной техники диверсифицировать номенклатуру продукции и расширить свое присутствие на коммерческом рынке.
«Перед автозаводом сегодня стоит задача удовлетворить требования потребителей, которые, особенно после ухода из России европейских брендов, остро нуждаются в современных, комфортных и производительных дорожных грузовиках. Модернизация кабины предполагает, как изменение внешнего облика, так и внедрение современных решений внутри неё. Грант Фонда мы используем для дальнейшего улучшения стиля новых автомобилей и отработки конструкторских решений», – поясняет руководитель ключевого проекта АЗ «УРАЛ» Сергей Бузин.
Стоит отметить, что для исключения всех технологических рисков серийного производства предприятие с 2019 года реализует комплексную программу импортозамещения. На данный момент самым масштабным проектом в программе является организация собственного производства ведущих мостов и передних осей для вышеуказанных автомобилей повышенной грузоподъемности и прочей техники.
«Эта инициатива уже получила государственную поддержку по федеральной программе «Приоритетные проекты» в размере семи млрд. рублей льготного заема Фонда развития промышленности РФ. Заводом в кратчайшие сроки разработаны, изготовлены и испытываются на стендах семь из 11-ти заявленных в проекте модификаций автомобильных мостов. Средства первого транша господдержки, выданные ФРП, направлены на перевооружение литейного производства для выпуска картерных деталей для новых мостов массой до 200 кг.» – поясняет руководитель ключевого проекта АЗ «УРАЛ» Сергей Баширов.
Благодаря модернизации литейного производства мощности по выпуску чугунного литья увеличатся в тоннах за год более чем на 30%. К тому же производится закупка комплекса автоматических линий с программным управлением для обработки барабанов, ступиц и тормозных дисков. Новое оборудование позволит ежегодно обрабатывать 230 тысяч таковых. АЗ «УРАЛ» планирует поставлять узлы собственного производства другим российским производителям грузовиков и строительно-дорожной техники.
Внедрение умного производства
К концу 2022 года на Автомобильном заводе «УРАЛ» завершается реализация импортозамещающего проекта по цифровой трансформации «Комплексное решение «Цифровой Урал». От западного ПО к отечественному», общая сумма которого составила порядка 180 миллионов рублей.
В рамках финального этапа проекта, который продолжался на автомобильном заводе «УРАЛ» в течение семи месяцев, закончены процессы настройки механизмов ведения конструкторско-технологической документации в системе «T-FLEX PLM», электронного документооборота по первичным документам и передачи их в электронный архив в системе «1С:ERP Управление предприятием 8». Также в рамках внедрения системы «T-FLEX PLM» был освоен новый механизм «Управление требованиями».
Сегодня с уверенностью можно сказать, что реализация проекта «Цифровой УРАЛ» стала самым масштабным комплексом мер по приведению в единое информационное пространство всех базовых процессов хозяйственной деятельности предприятия.
Взятый ещё в 2019 году курс на импортозамещение западных программных продуктов сегодня полностью себя оправдал и позволил предприятию стать фактически флагманом в автомобилестроении в комплексном подходе по переходу на отечественное ПО. |