Москва, 19 марта 2012 года – ОК РУСАЛ (торговый код на Гонконгской фондовой бирже 486, на Euronext RUSAL/RUAL, на ММВБ-РТС RUALR), крупнейший в мире производитель алюминия, объявляет финансовые результаты деятельности компании по итогам 2011 года.
Основные результаты:
Выручка компании в 2011 году выросла на 12,0% – до 12 291 млн долларов США по сравнению с 10 979 млн долларов США в 2010 году, опередив рост цен на алюминий на Лондонской бирже металлов (далее – LME) преимущественно за счет роста средней цены реализации алюминия, в том числе благодаря рекордному уровню премий до 160 долларов США за тонну к цене на LME, что соответствует росту на 48,1% к предыдущему году, и росту доли продукции с добавленной стоимостью в общем объеме продаж.
Доля продукции с добавленной стоимостью в общем объеме производства алюминия в 2011 году выросла до 36% по сравнению с 32% годом ранее.
Скорректированная EBITDA в 2011 году составила 2 512 млн долларов США, практически не изменившись по сравнению с аналогичным показателем 2010 года (2 597 млн долларов США), с незначительным снижением по причине того, что рост выручки сопровождался ростом затрат на электроэнергию и сырье. Маржа по скорректированной EBITDA в 2011 и 2010 годах составила 20,4% и 23,7% соответственно. Таким образом, РУСАЛу удалось сохранить за собой ведущую позицию в отрасли по данному показателю.
Скорректированная чистая прибыль, отражающая прибыльность основного бизнеса компании и являющаяся наиболее точным и справедливым показателем ее операционной и финансовой деятельности, в 2011 году выросла на 24,6% – до 987 млн долларов США по сравнению с 792 млн долларов США в 2010 году, преимущественно за счет снижения расходов, связанных с выплатой процентов по обслуживанию долга компании после его успешного рефинансирования, а также снижения основной суммы долга.
Нормализованная чистая прибыль компании, равная сумме скорректированной чистой прибыли и эффективной доли в прибыли ГМК ”Норильский никель”, в 2011 году выросла до 1 981 млн долларов США с 1 683 млн долларов США годом ранее.
В четвертом квартале 2011 года компании удалось сдержать рост затрат по сравнению с предыдущим кварталом того же года. Снижение средневзвешенных тарифов на электроэнергию продолжилось в течение года (в четвертом квартале 2011 года снижение составило 12,2% по сравнению с соответствующим показателем в первом квартале того же года).
Снижение балансовой стоимости инвестиций компании в ГМК ”Норильский никель”, связанное с обратным выкупом ”Норильским никелем” собственных акций в течение года, является основной причиной снижения чистой прибыли компании в 2011 году до 237 млн долларов США по сравнению с чистой прибылью в размере 2 867 млн долларов США в 2010 году.
Завершено рефинансирование долгового портфеля компании с продлением срока погашения и снижением процентной маржи, что позволило компании повысить свою операционную и финансовую гибкость, в том числе за счет достижения соглашения с кредиторами о возможном применении ковенантных каникул. Номинальные процентные расходы сократились в 2011 году на 23,5% по сравнению с 2010 годом.
Общие капитальные затраты
Общие капитальные затраты определяются как платежи за приобретение основных средств, а также нематериальных активов. Комментируя итоги года, генеральный директор РУСАЛа Олег Дерипаска сказал:
”Несмотря на ухудшение состояния мировой экономики во второй половине 2011 года, неослабевающее ценовое давление по всему сектору сырьевых товаров, а также особенно сложный четвертый квартал, РУСАЛ добился хороших финансовых показателей в 2011 году. Компания продемонстрировала рост выручки и скорректированной чистой прибыли на уровне 12,0% и 24,6% соответственно. Тот факт, что РУСАЛу удалось в течение года сохранять маржу по EBITDA на уровне выше 20%, является свидетельством нашей операционной эффективности и успешного контроля над издержками”.
”Учитывая те сложности, с которыми столкнулась алюминиевая индустрия за последний год, и общую рыночную неопределенность в ближайшей перспективе, особенно значимым для компании стало успешное рефинансирование задолженности и укрепление финансового положения РУСАЛа, что положительно сказалось на финансовых результатах 2011 года. Рефинансирование долга с продлением срока погашения и снижением процентной маржи, а также возможность применения ковенантных каникул повышает операционную и финансовую гибкость компании. Что касается производства, то в 2011 году компания продолжила модернизацию своих литейных мощностей для повышения доли продукции с добавленной стоимостью в общем объеме выпуска алюминия. Это позволило нам удовлетворить растущий спрос среди конечных потребителей, обеспечив при этом рентабельность производства на наших алюминиевых заводах”.
”Текущая волатильность мировой экономики наряду с избыточным уровнем запасов продолжат оказывать давление на цены на алюминий. Вместе с тем мировой спрос на алюминий останется на более высоком уровне по сравнению с показателями кризисного 2009 года, а растущее потребление в развивающихся странах обеспечит устойчивый спрос в течение 2012 года. Компания намерена продолжать реализацию долгосрочной стратегии роста и рассматривает сегодняшнюю ситуацию как возможность сосредоточиться на разработке максимально эффективных и экологичных технологий производства, которые позволят укрепить позиции РУСАЛа в качестве мирового лидера на рынке алюминия”.
Обзор рынка
Алюминиевая индустрия в 2011 году
Мировое потребление алюминия в 2011 году составило 45,1 млн тонн, что на 10% больше, чем в 2010 году. Особенно высоким спрос на металл был в первом полугодии 2011 года на фоне восстановления мировой экономики благодаря государственным программам стимулирования. Во второй половине 2011 года наблюдалось существенное снижение уровня потребления, связанное с обострением кризиса в еврозоне, замедлением роста в Китае и кумулятивными эффектами разрывов цепочек поставок в Японии и Таиланде.
Несмотря на это, в конце 2011 года наблюдались позитивные тенденции восстановления спроса в США и Японии. Спрос на алюминий в этих странах стабилизировался во второй половине 2011 года благодаря уверенному росту потребления в автомобильной промышленности и машиностроении. Спрос на потребительские товары, сопровождавшийся увеличением спроса на алюминиевую упаковку и тару, оказал положительное влияние на объемы производства алюминиевого проката в США и Азии, тогда как в Европе он остался на прежнем уровне.
Мировое производство первичного алюминия в 2011 году составило 45,6 млн тонн, что на 8% выше, чем в 2010 году. Этот рост был преимущественно обусловлен увеличением мощностей в Китае, где по итогам года было произведено 19,1 млн тонн алюминия (рост на 10% по сравнению с 2010 годом). Этот показатель был достигнут несмотря на снижение загрузки действующих алюминиевых мощностей в Китае во второй половине 2011 года в целях сокращения национального энергопотребления, а также закрытие устаревших предприятий.
Премии находились на уровне выше среднего на протяжении почти всего 2011 года и несколько снизились лишь в четвертом квартале. К концу года премия по спотовым поставкам в Европу составляла 180-190 долларов США за тонну, премия в США составляла 7,3 американских цента за фунт. Азиатская премия находилась на уровне 112–117 долларов США за тонну. В целом к концу года металл стал более доступным на всех основных рынках в связи с замедлением экономической активности и корректировкой запасов – крупные партии металла поступили на склады LME на фоне относительно высоких премий на хранение и условий финансирования.
Средняя цена на алюминий в 2011 году составила 2 395 долларов США за тонну, что на 10% выше аналогичного показателя 2010 года.
Прогноз РУСАЛа относительно развития ситуации в отрасли в 2012 году
Несмотря на то, что во втором полугодии 2011 года спрос на алюминий на некоторых рынках оставался без изменений, он по-прежнему значительно выше уровня кризисного 2009 года, не оправдав, тем самым, ожидания резкого сокращения, которое прогнозировали многие участники рынка. РУСАЛ ожидает, что финансовый кризис в еврозоне и возможное замедление роста китайской экономики могут и в дальнейшем оказывать негативное влияние на рынки металлов. При этом признаки восстановления могут появиться уже во втором квартале 2012 года.
По прогнозу РУСАЛа, мировое потребление первичного алюминия в 2012 году достигнет 48,2 млн тонн (рост на 7%). При этом Китай будет крупнейшим растущим рынком (рост 11%), за которым последуют Индия (10%), Россия/СНГ (6%), Япония (5%), Северная Америка (5%) и Латинская Америка (5%). Потребление алюминия в Европе сохранится на уровне 2011 года. В результате, по прогнозу РУСАЛа, рынок алюминия в 2012 году будет сбалансированным с учетом прогнозируемого сокращения мирового объема предложения на 2-3% в связи с уже объявленными или ожидаемыми закрытиями заводов и приостановками мощностей.
РУСАЛ считает, что соотношение спроса и предложения наряду с более привлекательными условиями финансовых сделок окажут поддержку ценам на алюминий на LME, а также региональным премиям на протяжении 2012 года.
(Читать полностью на сайте компании)
|