 |
Реклама. ООО ГК "Велунд Сталь СЗ" ИНН 7813653802 Erid: 2SDnjeTme6H
|  |
Марка: АМг6 |
Класс: Алюминиевый деформируемый сплав |
Использование в промышленности: для изготовления полуфабрикатов методом горячей или холодной деформации, а также слитков и слябов; биметаллических листов |
Химический состав в % сплава АМг6 |
Fe |
до 0,4 |
 |
Si |
до 0,4 |
Mn |
0,5 - 0,8 |
Ti |
0,02 - 0,1 |
Al |
91,1 - 93,68 |
Cu |
до 0,1 |
Be |
0,0002 - 0,005 |
Mg |
5,8 - 6,8 |
Zn |
до 0,2 |
Поставщик Ауремо ООО www.auremo.org
Купить: Санкт-Петербург +7(812)680-16-77, Днепр +380(56)790-91-90, info[æ]auremo.org
АМг6 труба, лента, проволока, лист, круг АМг6
Свойства и полезная информация: |
Удельный вес: 2640 кг/м3 Твердость материала: HB 10 -1 = 65 МПа |
Механические свойства сплава АМг6 при Т=20oС |
Прокат |
Толщина или диаметр, мм |
E, ГПа |
G, ГПа |
σ-1, ГПа |
σв, (МПа) |
σ0,2, (МПа) |
δ5, (%) |
ψ, % |
σсж, МПа |
KCU, (кДж/м2) |
KCV, (кДж/м2) |
Лист плакированный отожженный
|
2 |
71 |
27
|
100
|
340
|
170
|
20
|
|
180 |
|
|
Лист плакированный нагартованный 20%
|
2 |
|
|
|
400 |
300 |
9 |
|
320 |
|
|
Лист плакированный нагартованный 30%
|
2 |
|
|
|
420 |
320 |
10 |
|
330 |
|
|
Плита нагартованная 16%
|
30 |
71
|
27
|
|
400 |
310 |
7 |
|
320 |
0,2 |
0,09
|
Профиль горячекатаный отожженный |
6 |
|
|
|
345 |
170 |
20,5 |
|
170 |
0,2 |
0,17 |
Профиль горячекатаный без термообработки
|
6 |
|
|
|
355 |
190 |
19,5 |
|
190 |
|
|
Поковка отожженная |
до 2500 кг |
|
|
|
300 |
150 |
14 |
|
|
|
|
Механические свойства сплава АМг6 при высоких температурах |
Прокат |
T испытания |
σв, (МПа) |
σ0,2, (МПа) |
δ5, (%) |
ψ, % |
Лист отожженный 2 мм
|
20 100 200 300
|
350 320 195 130 |
165 160 135 60 |
22 34 45 55
|
|
Лист нагартованный 2 мм |
20 100 200 |
385 335 250 |
290 285 185 |
11 15 25 |
|
Профиль (все размеры) отожженный и без термической обработки |
20 100 200 250 |
350 310 200 170 |
180 160 140 120 |
18 20 30 35 |
|
Механические свойства сплава АМг6 при низких температурах |
Прокат |
T испытания |
σв, (МПа) |
σ0,2, (МПа) |
δ5, (%) |
ψ, % |
Лист отожженный 2,5 мм
|
20 -196
|
365 470
|
160 185
|
22 24 |
|
Плита 30 мм нагартованная 18% в продольном направлении |
20 -196 |
395 505 |
345 380 |
10 22 |
22 32,5 |
Плита 30 мм полунагартованная |
20 -196 |
405 515 |
330 350 |
9,5 16,5 |
14,5 16 |
Плита 30 мм с повышенным качеством выкатки |
20 -196 |
315 360 |
280 325 |
3,5 1,5 |
5 2 |
Профиль отожженный и без термической обработки (все размеры) |
20 -70 -196 |
350 360 510 |
180 |
18 22 31 |
|
Физические свойства сплава АМг6 |
T (Град) |
E 10- 5 (МПа) |
a 10 6 (1/Град) |
l (Вт/(м·град)) |
r (кг/м3) |
C (Дж/(кг·град)) |
R 10 9 (Ом·м) |
20 |
0.71 |
|
|
2640 |
|
67.3 |
100 |
|
24.7 |
122 |
|
922 |
|
Коррозионные свойства алюминия АМг6.
Получение алюминиевого сплава АМг6: для выплавки алюминия АМг6 подготавливают шихту и затем производят ее плавку. Загрузка шихтовых материалов в печь при приготовлении деформируемых алюминиевых сплавов должна производиться в соответствии с общими правилами и учетом наименьших потерь металла при плавке в виде угара и минимального загрязнения сплава неметаллическими включениями. Наиболее рациональным в этом отношении является следующий порядок загрузки шихты. Сначала в печь загружают чушковый первичный алюминий, потом бракованные слитки, затем отходы первого сорта и рафинированный переплав, затем лигатуры. Медь может быть введена в расплав как в виде алюминиевомедной лигатуры, так и в виде электролитической меди и отходов.
Температура расплава перед введением меди должна быть в пределах 710—750° С. Легкоокисляющиеся металлы (магний, цинк) вводятся в расплав в чистом виде после полного расплавления всей шихты при температуре расплава 660—720° С.
Магний вводят в расплав с помощью колокольчика (дырчатой коробки), а цинк — погружают в расплав ложкой.
Перед введением легкоокисляющих металлов расплав очищают от шлака.
Для обеспечения более равномерного распределения легирующих компонентов после введения каждого из них расплав тщательно перемешивают.
В случае приготовления мягких сплавов (АВ, АМц) рекомендуется загружать и плавить составляющие шихты одновременно.
Технология приготовления деформируемых алюминиевых сплавов, содержащих более 5% Mg, имеет некоторые особенности вследствие повышенной их окисляемости в жидком состоянии.
Алюминиевомагниевые сплавы с высоким содержанием магния обладают повышенной склонностью к образованию горячих трещин в слитках непрерывного литья. Это объясняется малой прочностью сплавов при высоких температурах и формированием на поверхности слитка непрочной и рыхлой окисной пленки магния. Так, по мнению В. А. Ливанова, микротрещины, которые возникают на поверхности, становятся местами концентрации напряжений и при недостаточно равномерном охлаждении вызывают появление горячих трещин. На горячеломкость алюминиевомагниевых сплавов (АМг5В и АМг6) большое влияние оказывает содержание основных компонентов и примесей.
Исследованиями установлено, что для снижения горячеломкости сплавов АМг5В и АМг6 необходимо:
1) поддерживать отношение содержания железа и кремния выше 1,5;
2) выдерживать содержание марганца в сплаве 0,50—0,55%;
3) производить подшихтовку бериллием в количестве 0,0001 — 0,0002%.
Присадка бериллия не только снижает склонность сплава к горячеломкости, но и обеспечивает серебристый цвет поверхности слитка.
Для получения слитков без грубых скоплений интерметаллических соединений содержание титана и ванадия в сплавах АМг5В и АМг6 должно быть по 0,02—0,05% каждого.
Таким образом, при расчете и составлении шихты для алюминиевомагниевых сплавов должны быть учтены изложенные выше особенности.
Плавка алюминиевых сплавов с высоким содержанием магния должна проводиться по возможности в печах, исключающих контакт печных газов с расплавом, с применением защитных флюсов.
После расплавления всех составляющих шихты расплав тщательно перемешивают, снимают шлак с поверхности расплава и отбирают жидкий металл для образцов на экспресс-анализ. Отбор проб рекомендуется производить при температуре 710— 740° С из средней зоны по глубине ванны расплава.
В случае положительных результатов экспресс-анализа расплав подвергают рафинированию.
Из сплава АМг6 выпускается много видов проката, один из самых высокотехнологичных это биметалические листы.
Производство биметалла: алюминиевый сплав — сталь Х18Н10Т. Для соединения разнородных металлов, которые не поддаются сварке плавлением, широко используют метод биметаллических проставок; в этом случае сварку плавлением производят между однородными металлами, а роль соединительного шва разнородных металлов выполняет многослойный металл, который в настоящее время получил название конструкционного материала. Основное его отличие состоит в том, что толщина покрытия должна быть равной или несколько больше основного слоя. В качестве такого материала хорошо зарекомендовал себя биметалл сплав АМг6-сталь Х18Н10Т
Большая толщина алюминиевого покрытия обусловливается как конструкцией, так и необходимостью интенсивного отвода тепла при сварке с границы соединения, чтобы предотвратить прохождение диффузионных процессов, вызывающих охрупчивание переходного слоя.
В настоящее время разработана технология прокатки биметаллических листов стали с алюминиевыми сплавами, обеспечивающая равное соотношение слоев и высокую стабильность свойств.
При теплой прокатке стали Х18Н10Т пластические характеристики при одних и тех же обжатиях практически в 2 раза выше, чем при холодной прокатке. В отличие от малоуглеродистой стали, у стали Х18Н10Т провалы пластичности в температурном интервале 200-400° С отсутствуют.
Поэтому совместную прокатку нержавеющей стали с алюминиевыми сплавами целесообразно проводить при повышенных температурах.
В работе описан метод асимметричной прокатки конструкционного биметалла сталь—алюминиевые сплавы, который предусматривает однопроходную схему с обжатием алюминиевого сплава до 80%. При такой прокатке происходит в основном пластическая деформация алюминиевого сплава. Сталь при этом не деформируется.
Несмотря на преимущества этого метода (сталь остается недеформированной), ширина листа ограничена силовыми возможностями оборудования и обычно не превышает 250—300 мм.
Более благоприятна схема получения таких листов прокаткой симметричным пакетом, поскольку она исключает изгиб полосы в процессе деформации.
Симметричный пакет представляет собой комбинацию четырех листов, сложенных в следующей последовательности: АМг6-Х18Н10Т-Х18Н10Т-АМг6. Листы сплава АМг6 имеют припуск до 30 мм по отношению к стальным листам, что позволяет крепить пакет и исключает попадание смазки в процессе прокатки на границу соединения слоев.
Стальные листы сваривают по торцам (со стороны задачи и выхода пакета из валков). Прокатка симметричных пакетов (толщина стального слоя в пакете 10 мм) с соотношением слоев АМг6 и стали 1,5 : 1 при температуре 370-390° С, с суммарным обжатием 55—60% и с обжатием за проход от 10 до 30% показала, что увеличение частного обжатия до 30% приводит к гофрам, надрывам и полному разрушению стального слоя.
В процессе совместной прокатки в сплаве АМг6 возникают сжимающие напряжения, в то время как в стальном слое — растягивающие, в результате которых может разрушиться стальной слой (см. рисунок).

Температура нагрева пакетов ограничивается интервалом 370—390° С, иначе в средней части биметаллического пакетанаблюдается большой перепад температуры по ширине, достигающий 40—50 град.
Несмотря на то что к этому времени образуются прочные металлические связи, высокие дополнительные напряжения, возникающие в листе АМг6 вследствие неравномерной деформации, вызывают отрыв слоя АМг6 от стали и образуют складки и пузыри.
Использование для смазки охлаждения эмульсии создает более равномерное распределение температуры по всей площади пакета, в результате складки и пузыри не образуются.
Исследования показали, что при прокатке биметалла алюминиевый сплав - сталь Х18Н10Т в симметричных пакетах окисная пленка легко разрушается при небольших обжатиях. Возникающие средние удельные давления 35—60 кГ/мм2 вполне достаточны для образования металлических связей.
Появившиеся мостики сцепления развиваются в процессе дальнейшей деформации, так как средние рабочие напряжения в последующих проходах велики, а относительная площадь, занимаемая окисными пленками, значительно уменьшается с увеличением степени деформации.
Поэтому наблюдается повышение прочности сцепления слоев с увеличением суммарной степени деформации.
Увеличение прочности сцепления слоев имеет свой максимум, который обусловливается прочностными свойствами более мягкого металла - алюминия.
Рациональное распределение обжатий при достаточно развитых металлических связях оказывает влияние на качество поверхности стали. Особое значение это имеет при наклепе стали, когда пластические свойства ее резко снижаются. В результате действия растягивающих напряжений на стали появляется волнистость. Это очень заметно на листах, имеющих более толстое покрытие сплава АМг6, так как неравномерность деформации в данном случае несколько выше.
Обычно в процессе многочисленных опытов подбирают оптимальные обжатия для каждого прохода при соответствующей суммарной деформации, позволяющие получать относительно ровную поверхность под плакирующим слоем сплава АМг6. Например, при суммарном обжатии в 50% количество проходов достигает 15—26 и частное обжатие в последних проходах составляет не более 2%. С увеличением толщины покрытия алюминиевого сплава при одном и том же суммарном обжатии количество проходов значительно увеличивается. Средние удельные давления, возникающие при выбранных режимах, позволяют вести прокатку листов шириной до 1400 мм и более на существующем оборудовании.
Краткие обозначения: |
σв |
- временное сопротивление разрыву (предел прочности при растяжении), МПа
|
|
ε |
- относительная осадка при появлении первой трещины, % |
σ0,05 |
- предел упругости, МПа
|
|
Jк |
- предел прочности при кручении, максимальное касательное напряжение, МПа
|
σ0,2 |
- предел текучести условный, МПа
|
|
σизг |
- предел прочности при изгибе, МПа |
δ5,δ4,δ10 |
- относительное удлинение после разрыва, %
|
|
σ-1 |
- предел выносливости при испытании на изгиб с симметричным циклом нагружения, МПа |
σсж0,05 и σсж |
- предел текучести при сжатии, МПа
|
|
J-1 |
- предел выносливости при испытание на кручение с симметричным циклом нагружения, МПа |
ν |
- относительный сдвиг, %
|
|
n |
- количество циклов нагружения |
sв |
- предел кратковременной прочности, МПа |
|
R и ρ |
- удельное электросопротивление, Ом·м |
ψ |
- относительное сужение, %
|
|
E |
- модуль упругости нормальный, ГПа |
KCU и KCV |
- ударная вязкость, определенная на образце с концентраторами соответственно вида U и V, Дж/см2 |
|
T |
- температура, при которой получены свойства, Град |
sT |
- предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), МПа |
|
l и λ |
- коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала), Вт/(м·°С) |
HB |
- твердость по Бринеллю
|
|
C |
- удельная теплоемкость материала (диапазон 20o - T ), [Дж/(кг·град)] |
HV
|
- твердость по Виккерсу |
|
pn и r |
- плотность кг/м3 |
HRCэ
|
- твердость по Роквеллу, шкала С
|
|
а |
- коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20o - T ), 1/°С |
HRB |
- твердость по Роквеллу, шкала В
|
|
σtТ |
- предел длительной прочности, МПа |
HSD
|
- твердость по Шору |
|
G |
- модуль упругости при сдвиге кручением, ГПа |
 |
|