|
Реклама. ООО ГК "Велунд Сталь Сибирь" ИНН 5405075282 Erid: 2SDnjf1Guop
| |
На скорость процесса коррозии незащищенного металла сильное влияние оказывает загрязненность атмосферы агрессивными газами (S02) и взвешенными частицами солей (NaCl). В меньшей степени скорость коррозии зависит от толщины пленки влаги и температуры, но, поскольку они постоянно меняются, учесть влияние этих факторов на коррозию практически невозможно.
При наличии на поверхности металла слоя смазки картина резко меняется. Прежде всего время пребывания пленки влаги на поверхности чистого металла не соответствует времени пребывания пленки влаги на металле, защищенном смазкой, так как в случае выпадения осадков на смазку для начала возникновения процесса коррозии необходимо время на диффузию раствора через смазку к поверхности металла. Если же продолжительность выпадения осадков мала, то электролит не успеет продиффундировать к поверхности металла за время высыхания влаги. Конденсация влаги на поверхности металла, защищенного и незащищенного смазкой, также будет происходить не одновременно, так как слой смазки обладает теплопроводностью, отличной от теплопроводности металла.
Загрязненность атмосферы агрессивными газами и взвешенными частицами может оказывать влияние на ускорение процесса коррозии металла под смазкой, очевидно, также только после того, как агрессивные вещества продиффундируют под смазку. При этом необходимо учитывать, что в процессе диффузии возможно некоторое растворение (взаимодействие) агрессивных веществ с компонентами смазки.
Дополнительным фактором, который может оказывать большое влияние на торможение развития процесса коррозии металлов под смазкой, является загрязненность атмосферы взвешенными частицами. Если оседающая на поверхность пыль и мелкие частицы способствуют развитию процесса коррозии чистого металла, то при наличии на поверхности металла смазки развитие процесса коррозии тормозится. Пыль и мелкие частицы создают в верхнем слое смазки твердую плотную корку, которая, с одной стороны, чисто механически препятствует созданию дефектов в смазке, а с другой, вероятно, тормозит диффузию раствора через смазку к поверхности металла.
Для сравнения защитных свойств смазок и незащищенного металла в табл. 3 приведены данные по коррозии стали в тех же климатических районах, где испытывались смазки.
Как показывают данные коррозионных испытаний незащищенной стали, различные климатические районы по интенсивности коррозии можно расположить в следующий ряд: Звенигород, Батуми, Мурманск, Москва, Ташкент.
В районе Ташкента в отдельные кратковременные периоды наблюдается очень высокая скорость коррозии. Хотя в этом
районе наблюдается наименьшее время пребывания пленки влаги на поверхности металла, суммарная скорость коррозии высокая, вероятно, из-за загрязненности атмосферы хлористыми солями, которые ветром приносятся с солончаковых почв, и из-за систематического абразивного действия на металл песка.
Наибольшая загрязненность атмосферы агрессивными газами наблюдается в промышленном районе (г. Москва). Время пребывания пленки влаги в этом районе не является максимальным, тем не менее, вследствие повышенной скорости химических и электрохимических процессов наблюдается максимальная величина коррозии. Следующим районом по интенсивности коррозии является район Мурманска, где длительное время наблюдается пребывание пленки влаги и коррозия развивается в основном благодаря повышенному содержанию хлористых солей, приносимых ветром с моря. Значительно меньшая коррозия наблюдается в районе Батуми и в сельской местности (г. Звенигород). Это обусловлено минимальной загрязненностью атмосферы. Время пребывания пленки влаги на поверхности металла в Батуми более длительное, чем в Звенигороде, и коррозия там несколько больше.
Результаты испытаний
Каждый образец по истечении срока испытаний осматривали несколько научных сотрудников, которые давали оценку состоянию смазок как на верхней крышке образца, так и внутри последнего.
На слой смазки, находящийся на верхней крышке, действуют дождь, снег, ветер, солнечные лучи, попадают различные взвешенные частицы (песок, пыль, уголь, гарь, семена растений и т. п.). При испытании на Московской коррозионной станции и в Ташкенте гарь и песок со смазками образовали почти твердую корку. Образцы, испытывавшиеся на открытых площадках, загрязнялись больше, чем образцы, испытывавшиеся под навесом. Смазки, испытанные в Ташкенте, были покрыты слоем песчаной пыли. Анализ смазок, снятых с верхних крышек, показал, что содержание в них «механических примесей», в основном песка, доходит до 36%. Смазки, испытывавшиеся на Московской станции, были покрыты слоем гари и черной угольной пыли. Смазки на образцах, испытывавшихся на Звенигородской станции (стенды которой размещены в лесу), были покрыты семенами растении (пух одуванчиков, тополя и т. п.), а на некоторых образцах слой смазки был поврежден птицами. Образцы, которые испытывали на Батумской коррозионной станции, были загрязнены незначительно. На северной станции образцы смазок практически совершенно не были загрязнены. В некоторых случаях наблюдалось высыхание и смывание слоя, в результате — уменьшение его толщины, растрескивание, сморщивание слоя, изменение цвета и т. п.
Были проведены осмотры состояния слоя смазок (нанесенных на верхнюю крышку образцов) по истечении 6 и 18 мес. выдержки на открытой площадке, а также по истечении 18 мес. выдержки под навесом и затем по истечении 12 мес. выдержки снова на открытой площадке. Данные испытаний показали следующее.
Защитные смазки
Пушечная. На всех станциях отмечалось уменьшение толщины слоя из-за подсыхания; в Батуми и на Северной станции было отмечено поверхностное растрескивание, но трещинки не доходили до металла.
ПBK также несколько усохла, но трещин на Северной станции в слое не было отмечено.
СХК лучше сохранилась, чем пушечная смазка и смазка ПВК; трещин в слое не было отмечено ни на одной станции, кроме Ташкентской, где были отмечены поверхностные трещины. На Северной станции по краю образца наблюдалось проникновение влаги под слой.
Вазелин технический и петролатум бакинский. На всех станциях было отмечено уменьшение толщины слоя и образование тонкой корки. На Северной станции по краю образцов наблюдали проникновение влаги.
ПП-95/5. На всех станциях было отмечено уменьшение толщины слоя смазки и образование тонкой корки. В Звенигороде и Ташкенте поверхностный слой растрескался, но трещины не доходили до металла. В Батуми влага проникла под слой смазки только по краям образца, а на Северной станции — под весь слой.
РП-2 на всех образцах подсохла и ее слой стал тоньше, однако изменение смазки везде было незначительным.
ГОИ-54. Слой смазки (на всех станциях) стал тоньше, и смазка изменила цвет — потемнела, особенно сильно на Звенигородской станции. На Северной станции отмечено проникновение влаги под слой смазки.
ГОИ-54п. Слой смазки, так же как и у смазки ГОИ-54 (на всех станциях), стал тоньше, и смазка потемнела.
ЦИАТИМ-205. На всех станциях толщина слоя смазки уменьшилась из-за высыхания, смазка потемнела и растрескалась. Только в Ташкенте под покрытием слоя песка и пыли смазка сохранилась лучше. Слой смазки внутри образца больших изменений не имел.
Нефтегаз-203-А (НГ-203А) и опытный образец, состоящий из масляного концентрата сульфоната кальция, входящего в состав этой смазки (смазка НГ-203А без окисленного петролатума), при испытании на всех станциях показали следующее: на верхней крышке образца вся смазка исчезла через 6 мес.; внутри образца смазка НГ-203А сохранилась в течение 6 мес.; лучше всего защитные смазки сохранились на образцах, испытанных на Московской станции и в Ташкенте.
Лучше других после испытания сохранились смазки ПВК, СХК, пушечная и РП-2.
Антифрикционные и приборные смазки
ЦИАТИМ-201. На всех станциях смазка почти полностью высохла, только в Москве на верхней крышке образцов под слоем гари и пыли осталось небольшое количество смазки. На верхних крышках образцов, испытанных на других станциях, остался только тонкий слой литиевого мыла.
Внутри образцов, испытанных на Северной станции, смазка подсохла и образовались корочки.
ЦИАТИМ-203. На всех станциях смазка также практически полностью высохла, и на верхней крышке образцов остался только тонкий слой литиевого мыла осерненных жиров. (Внутри образцов, испытанных на Северной станции, смазка подсохла с образованием корочки.)
|