|
Реклама. ООО ГК "Велунд Сталь Сибирь" ИНН 5405075282 Erid: 2SDnjf1Guop
| |
ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА СМАЗОК В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ СССР
Влияние различных метеорологических условий на защитные свойства консистентных смазок, применяемых в народном хозяйстве, практически не изучено. Имеются данные лишь об отдельных смазках и в ряде случаев они получены для различных материалов, в разное время и в различных условиях испытания. Лабораторные методы исследования защитных свойств смазок не позволяют делать однозначные прогнозы о длительности защиты металла смазками при эксплуатации их в натурных условиях.
В задачу данной работы и входило исследование защитных свойств применяемых в народном хозяйстве антифрикционных, защитных и приборных консистентных смазок, наносимых на поверхности стальных изделий при хранении в различных климатических районах страны как на открытых площадках, так и под навесом.
Методика исследования
Для проведения испытания смазок был принят составной образец (рис. 1); он представляет собой сборку, состоящую из серийного подшипника № 204 (наружный диаметр 52 мм, внутренний 20 мм, высота 14 мм, восемь шариков диаметром 8 мм) и двух крышек, которые закрывают его сверху и снизу; крышки, как и подшипник, изготовлены из стали ШХ-15. В нижней крышке сделано отверстие диаметром 3 мм, которое соединяет полость подшипника с окружающей средой и тем самым устраняет герметичность внутренней полости рабочей части. Подготовку к испытанию проводили следующим образом: подшипник в собранном виде промывали горячим веретенным маслом, а затем обезжиривали бензином, просушивали и тщательно осматривали. Все детали смазывали испытуемой смазкой при комнатной тем-
пературе. Пространство подшипника, в котором размещены шарики, полностью заполняли смазкой, затем в течение 1 мин. внутреннее кольцо подшипника вращалось на валу электромотора со скоростью 1400 об/мин, в результате чего смазка равномерно распределяется на деталях, так же как и после работы подшипника в механизме. Избыток смазки снимали, узел собирали и крепили на доске. На одной доске умещалось по 35 образцов
(рис. 2). Далее на верхнюю крышку при помощи специального шаблона наносили слой испытуемой смазки толщиной 1 мм. Наружные, боковую и нижнюю поверхности смазывали после монтажа слоем испытуемой смазки толщиной примерно 0,2— 0,3 мм.
Для испытания были выбраны защитные, антифрикционные и приборные серийные смазки, а также некоторые новые смазки. В табл. 1 приведены перечень и основные характеристики испытанных смазок. Испытания смазок проводили на четырех коррозионных станциях Института физической химии АН СССР, расположенных в различных климатических районах: г. Москва (промышленный район средней полосы); около г. Звенигорода Московской обл. (сельский район средней полосы); г. Батуми (субтропики, приморский район), Северная станция Мурманской области, побережье Баренцева моря (приморский район). Кроме того, испытания проводили на площадке в г. Ташкенте (жаркий сухой климат). Доски с образцами устанавливали на стендах, расположенных на открытых площадках и под навесом, боковые стороны которого имели жалюзи из редких досок, защищающих от прямых солнечных лучей.
Доски с образцами устанавливали под углом 25° к горизонту, с наклоном на юг. Состояние смазок на поверхности образцов оценивалось при периодических осмотрах. Часть досок с образцами через 6, 18 и 30 мес. снимали и проводили осмотр состояния смазок, а после их удаления характеризовалось состоя-
ние поверхности металла. Оценку проводили раздельно по элементам образца: верхняя крышка, нижняя, внутренняя поверхность подшипника (включая шарики, сепаратор, беговую дорожку), боковая поверхность.
Метеорологические условия в районах испытания смазок
На станциях проводили регулярные метеорологические наблюдения.
Приведены средние метеорологические данные и загрязненность атмосферы за период испытания в тех климатических районах, где проводилась экспозиция образцов.
В атмосферных условиях коррозия незащищенных металлов в основном протекает только в период наличия на их поверхности пленки влаги, которая может образовываться вследствие выпадения осадков (дождя, снега) или в результате конденсации влаги из воздуха при перепадах температуры.
Опыты показывают, что в зависимости от климатического района и метеорологических условий только от 10 до 50% времени испытания металл покрыт пленкой влаги. Это время можно разделить на два периода — образование пленки и ее высыхание. Последний период занимает иногда большее время, чем первый.
|