 |
Реклама. ООО ГК "ВЕЛУНД СТАЛЬ СИБИРЬ" ИНН 5405075282 Erid: 2SDnjdu9Fh1
|  |
КОРРОЗИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ В РАЗЛИЧНЫХ АТМОСФЕРНЫХ УСЛОВИЯХ
В последнее время алюминий и его сплавы стали широко использоваться в архитектурном оформлении зданий. Поэтому необходимо знать коррозионное поведение сплавов в атмосферных условиях. Однако сравнительных данных о коррозионном поведении алюминиевых сплавов, выпускаемых нашей промышленностью, в различных климатических районах страны крайне мало.
В данной статье обсуждаются результаты двухлетних коррозионных испытаний некоторых алюминиевых сплавов (табл. 1) в наиболее типичных атмосферных условиях Советского Союза
Образцы четырех алюминиевых сплавов экспонировались па пяти коррозионных станциях в следующих характерных атмосферных условиях страны: индустриальной — Московская коррозионная станция (Моск.) и станция на территории металлообрабатывающего завода (Зав.); приморской — Северная станция на берегу Баренцова моря (Сев.) и Южная — на берегу Черного моря в г. Батуми (Юж.) и сельской — г. Звенигород (Зв.). Подробные сведения о коррозионных станциях Института физической химии АН СССР, а также о климате мест расположения станций приведены в статье. Испытывали неанодированные и анодированные образцы.
Перед постановкой на стенды неанодированные образцы травили в щелочи в течение 1 мин., затем осветляли их в азотной кислоте и промывали в воде.
Для установления толщины анодной пленки, необходимой для защиты строительных конструкций, испытывали также образцы, анодированные в сернокислом электролите на 10, 15, 25 мк с уплотнением пленки в горячей дистиллированной воде.
На примере сплавов АД31Т и АВАМ проверяли, кроме того, эффективность некоторых методов уплотнения анодной пленки толщиной 10 мк (в растворе жидкого стекла, хромпика и ацетата никель-кобальта).
В качестве основного критерия оценки коррозии алюминиевых сплавов была выбрана глубина ее проникновения, которую измеряли на поперечных микрошлифах при помощи металлографического микроскопа МИМ-7 и объект-микрометра Поперечные шлифы готовили из различных (не менее четырех) участков образцов. В таблицах приведены измеренные таким путем максимальные значения глубины коррозионных поражений.
Результаты и их обсуждение
Неанодированные образцы
Неанодированные образцы покрываются продуктами коррозии в течение первых 3 мес. испытаний на всех станциях.
В северной приморской атмосфере первые очаги коррозии были обнаружены для сплава АМцП на обратной и лицевой сторонах образцов через 1 мес. после начала испытаний, на АМгП и АВАМ — через 2 мес. На лицевой стороне сплава АД31Т и АД31Т1 первые коррозионные очаги были замечены через 2 мес. после начала испытаний, а на обратной стороне — через 1 мес. Уже после
года испытании суммарная площадь, занимаемая очагами коррозии, составляла 30—60% для АМцП; порядка 60% для АМгП и АВАМ. На образцах АД31Т и АД31Т1 продукты коррозии покрывали почти всю поверхность.
На Московской коррозионной станции первые продукты коррозии были обнаружены через 1 мес. на обратной стороне образцов сплавов АМцП и АВАМ. Следует отметить, что через месяц испытаний на Московской коррозионной станции поверхность всех
образцов, если не считать осевшую на них пыль, сажу и другие загрязнения, была на 50—60% покрыта желтоватыми мелкими пятнами, которые не удалялись с неанодированных образцов тампоном, смоченным в спирте или дихлорэтане.
В южной приморской атмосфере первые следы коррозии были обнаружены в основном через 2 мес. Для сплава АМгП коррозия отмечалась только на обратной стороне образца: коррозионные поражения имели вид белых пятен.
На Звенигородской станции появление коррозии было обнаружено на сплавах АМцП и АВАМ через 3 мес. испытаний.
Интенсивность коррозии была гораздо больше в приморской атмосфере I Баренцева моря, чем в субтропической атмосфере г. Батуми.
Внешний вид образцов сплавов АМцП, АМгП, АД31Т1 после двух лет испытаний на всех станциях представлен на рис. 1.
Как видно из рисунка, коррозия наиболее интенсивно развивалась в условиях промышленной атмосферы и на Северной коррозионной станции.
На образцах, испытывавшихся в приморской атмосфере Батумской станции, коррозионные поражения незначительны. Меньше всего поверхность образцов поражена в наиболее чистой сельской атмосфере станции (Зв.). Для всех случаев коррозия на обратной стороне образцов была гораздо сильнее, чем па лицевой.
Внешний вид лицевой и обратной сторон образцов сплава АМцП представлен на рис. 2.
Отличий в видах коррозионных поражений в зависимости от типа атмосферы не обнаружено. Меняются лишь размеры и интенсивность распространения очагов коррозии. Коррозия всех сплавов носит местный характер. Однако вид коррозионных поражений для различных сплавов разный (рис. 3). Для сплавов АМгП и АВАМ характерным видом коррозионных поражений является питтинг, для АД31Т1 — ярко выраженная межкристаллитная коррозия, для сплава АД31Т характерна питтинговая коррозия со слабой тенденцией к межкристаллитной, у сплава АМцП наблюдается местная подповерхностная расслаивающая коррозия. Следует отметить, что у сплавов АМцП в местах коррозионных поражений вспучивание верхнего слоя металла наблюдалось не только на испытываемых образцах, но и на алюминиевых панелях из этого сплава одного нз зданий.
По-видимому, подобный характер коррозионных разрушений сплавов АМцП является следствием довольно высокого содержания Ti в сплаве, на верхнем допустимом пределе. Как установлено С. Е. Павловым, присутствие титана в алюминии обусловливает своеобразный характер коррозии (типа местных вспучиваний). Предполагается, что коррозия начинается с микроскопических надрывов поверхности, образовавшихся в результате
|