 |
Реклама. ООО ГК "Велунд Сталь СЗ" ИНН 7813653802 Erid: 2SDnjeTme6H
|  |
Немного истории

Практически одновременно с появлением у человечества первых технологий возникла насущная потребность в насосах (для подачи жидкостей) и компрессорах (соответственно, для газов). В этом нет ничего удивительного: простейшие кузнечные меха - это, по сути, один из первых воздушных компрессоров с приводом "в одну человеческую силу". Дальнейшее развитие инженерной мысли привело к изобретению поршневых машин, принцип действия которых вполне очевиден даже неспециалисту: поршень совершает в соответствующем ему по сечению цилиндре возвратно-поступательные перемещения, а автоматические клапаны (например, лепестковые) позволяют при этом организовать перемещение среды (жидкости либо газа) только в одном направлении.
При всей своей простоте, такая конструкция не лишена недостатков, например:
- перемещаемые жидкость либо газ поступают неравномерно, достаточно крупными порциями - соответственно, нужны какие-то демпфирующие их поток средства (промежуточные накопители, ресиверы);
- поршень в цилиндре - это механически несбалансированный элемент, являющийся источником вибрации/шума (и попутно сильной усложняющий повышение производительности устройства в целом);
- механический контакт цилиндра и поршня требует смазки, создания дополнительных уплотнений и замены трущихся частей из-за их интенсивного износа.
И это отнюдь не весь список принципиальных недостатков поршневых устройств! В результате изобретатели по всему миру взялись за создание машин, лишённых хотя бы части этих недостатков.
Винтовые и импеллерные машины
Винтовые насосы и компрессоры по историческим меркам были запатентованы практически одновременно, в 30-х годах прошлого века. Одно из их главных преимуществ - минимизация механического износа движущихся частей (разумеется, сменные запасные части для винтовых насосов - http://minikon.ru/catalog/zapasnye-chasti/, компрессоров тоже нужны - но об этом чуть ниже). Как же они устроены?
Представим вращающийся ротор, поверхность которого выполнена в виде формы, напоминающей обычный винт. Теперь возьмём второй вращающийся ротор, выступы которого при вращении будут с минимальным зазором и без физического контакта входить во впадины другого. При взаимно-согласованном вращении (например, с помощью шестерён) между винтами создаётся "пробегающая" полость, проталкивающая жидкость либо газ строго в одном направлении. Преимущества такой схемы очевидны:
- все детали априори точно сбалансированы, нет дополнительной вибраций/шума;
- нет необходимости превращать вращательное движение от привода в возвратно-поступательное;
- поскольку сама схема насоса является самовсасывающей, здесь не нужны дополнительные клапаны;
- перекачиваемая среда является и дополнительной смазкой;
- регулировать общую производительность устройства очень просто - путём изменения скорости вращения роторов;
- по сравнению с поршневым, винтовой насос/компрессор получается значительно компактнее и производительнее.
Появившиеся примерно в то же время импеллерные насосы устроены иначе: имеется вращающийся ротор с гибкими пластинами, плотно прилегающими к стенкам камеры. При вращении асимметрично расположенного в камере ротора сгибающиеся/разгибающиеся пластины создают меняющиеся по объёму полости, куда из входного патрубка самостоятельно засасывается перекачиваемая среда, которая затем выталкивается в патрубок выходной. В такой конструкции клапаны также не нужны и можно легко перекачивать как очень вязкие среды, так и среды с различными посторонними включениями.
Из описания становится очевидно, что перекачка сред с посторонними включениями вызывает в обоих типах насосов дополнительный ускоренный износ как роторов, так и самой камеры, к стенкам которой частицы будут прижиматься центробежной силой. Кроме того, расходуемыми элементами также являются осевые уплотнительные прокладки (обеспечивают герметизацию зазора между торцами роторов и внешними стенками камеры), что учитывается производителями при создании ремкомплектов для насосов. |