
Вообще, любой трубопроводный кран - это разновидность так называемой трубопроводной арматуры, служащей для регулировки/перекрытия потока рабочей среды (жидкости) в трубе. Как очевидно из названия, шаровой кран отличается от прочих своих предшественников тем, что его запорный элемент (пробка) выполнен в виде шара с цилиндрическим проходным каналом по центру. Когда кран открыт, канал в пробке расположен соосно трубе и жидкость может практически беспрепятственно проходит сквозь него, а когда кран закрыт (шар повёрнут на 90°) - входное и выходное отверстия пробки оказываются загерметизированы, а канал расположен перпендикулярно оси трубы.
Изобретён шаровой кран более ста лет назад, но массовое распространение получил относительно недавно, поскольку развитие производственных технологий не позволяло изготавливать его элементы качественно, массово и дёшево. В современном шаровом кране за поворот шара-пробки обычно отвечает запрессовываемый шток, а за входное/выходное уплотнения - пластиковые (типично фторопластовые) кольца, "обжимающие" шар-пробку с обеих сторон. В версиях с так называемым "плавающим шаром" жёсткая связь между шаром и штоком отсутствует, за счёт чего шар-пробка в закрытом состоянии может дополнительно поджиматься входящим давлением к выходному кольцу, плотнее герметизируя весь кран.
Разновидности
Прежде всего шаровые краны различают по соотношению диаметра проходного отверстия в шаре-пробке ко внутреннему диаметру подсоединяемой трубы: если диаметры совпадают, то это полнопроходной кран, практически не создающий дополнительного сопротивления потоку жидкости. Если же диаметр отверстия в шаре-пробке меньше, то это стандартопроходной (редуцированный) кран - их используют только там, где проходные гидравлические потери некритичны.
Помимо собственно диаметра, шаровые краны дополнительно классифицируют по типу соединения (варианта монтажа) на трубу: чаще всего встречаются краны приварные, муфтовые, фланцевые и штуцерные - либо их комбинированные виды. В повседневной жизни потребители чаще всего имеют дело с муфтовыми шаровыми кранами: их входные/выходные соединители выполняются из комбинаций резьбовых муфт "папа/мама" в различном сочетании (оба последних термина базируются на очевидных гендерных аллюзиях насчёт "что и во что вкручивается/вставляется" - и весьма распространены в технике).
Тонкости эксплуатации
Наиболее часто обсуждаемый в связи с шаровыми кранами вопрос - это "можно ли их использовать не для открытия/закрытия, а для регулировки потока?" Разумнее всего здесь обратиться к инструкции производителя к конкретной модели/модификации крана, но в случае отсутствия таковой следует придерживаться следующего простого правила: концевые краны так пытаться использовать можно, а проходные - нельзя.
Разберём основные аспекты этого подробнее:
- с точки зрения удобства регулировки потока шаровой кран подходит плохо, поскольку малое механическое перемещение вызывает непропорциональное изменение доступного для жидкости прохода и, соответственно, её расхода (это очевидно даже в простом мысленном эксперименте, если медленно поворачивать шар-пробку и отслеживать открывающееся проходное сечение);
- при неполном открытии острые кромки не соосно расположенного проходного канала могут служить источником шума или даже кавитации (желающим разобраться в сути явления читателям порекомендуем изучить статью "жидкостный ультразвуковой свисток");
- поверхность шара-пробка в промежуточном положении склонна с образованию/накоплению налёта/осадка, что затем нередко приводит к повреждению уплотнительных колец и протечкам;
- у кранов с плавающим шаром возможно подтекание в область штока с последующей коррозией, из-за чего через время от ~полугода контактирующая с шаром область штока необратимо разрушается и кран становится невозможно как полностью открыть, так и полностью закрыть (шар-пробка "застревает" в промежуточном положении).
 | |
|