
Трубопроводные сети предназначены для транспортировки газов, жидкостей, топлива и т.д. Если система трубопроводов выходит из строя, к примеру, лопается труба, то для её ремонта нужно, в первую очередь, перекрыть сам поток движущейся среды. Это легко осуществляется с помощью трубопроводных задвижек. Кроме того, они используются не только для остановки потока вещества в трубах, но в редких случаях также и для его регулировки (управления).
Изготавливается этот вид запорной арматуры, как правило, под размер трубопровода. Но иногда задвижки делают не полнопроходными, а суженными – для того, чтобы снизить крутящий момент при регулировке, а также увеличить износостойкость прокладок.
Строение и механизм работы
Задвижка представляет собой корпус с крышкой, внутри неё находится полость.
Корпус крепится к трубопроводу с помощью специальных соединяющих элементов: концов под приварку, муфт или фланцев.
В полости располагается непосредственно рабочее вещество и затвор, передвигающийся перпендикулярно линии перемещения транспортируемого вещества через корпус с помощью шпинделя. В закрытом состоянии затвор плотно прилегает к прокладочным элементам, находящихся, как правило, под углом к затвору.
Шпиндель и гайка образуют так называемую резьбовую пару. В результате чего вращение одного из этих элементов и перемещает затвор в нужном направлении.
Виды задвижек
Для того, чтобы знать трубопроводные задвижки и их основные особенности, достаточно запомнить эту простую классификацию:
1. В зависимости от конструкци:
- с выдвижным и невыдвижным шпинделем, например задвижка 30с964нж;
- параллельные;
- шиберные;
- клиновые.
2. В зависимости от корпуса
- сварка;
- литьё;
- ковка;
- штамповка.
3. В зависимости от привода
- ручной;
- электрический;
- пневматический;
- гидравлический.
4. В зависимости от материала
- чугун;
- сталь;
- нержавейка.
5. В зависимости от транспортируемой среды
- для газа;
- для нефти;
- для питьевого водоснабжения.
Плюсы и минусы задвижек
Задвижки как перекрывающая арматура характеризуются такими сильными сторонами:
- простота конструкции
- небольшое гидравлическое сопротивление, решающее вопрос их установки на магистральные трубопроводы, через которые транспортируемая среда движется с большой скоростью
- неприхотливость в эксплуатации
Уязвимые места:
- относительно большая высота
- изнашивание внутренних уплотнительных поверхностей и сложность их ремонта при эксплуатации |