 |
Реклама. ООО ГК "Велунд Сталь" ИНН 9725035180 Erid: 2SDnjdphxRi
|  |
Имя Вячеслава Кантора, общественного деятеля международного уровня, уже давно неотделимо от таких тем, как противостояние нетерпимости и укрепление норм толерантности в мире. Именно этими направлениями общественник интересуется больше всего в своей работе, своих инициативах и проектах. Однако не всем известно о том, что тех же целей – воспитания в людях уважения друг к другу через понимание ценности толерантности – он надеется добиться и в сфере культуры и искусства.
Путь к чувствам
У произведений искусства, будь они живописными полотнами, музыкальными произведениями или кинематографом, куда больше шансов эффективно достучаться до человека, передать ему значимые ценности и идеи, чем у любой спланированной программы и акции, уверен Вячеслав Кантор. Всё дело в том, что произведения эти работают иначе: они минуют нашу логику и рациональное мышление, способное на критику, и говорят напрямую с человеческой душой, со сферой его чувств – по сути, взывают к тому, что человека и делает человеком.
В случае с толерантностью ситуация и вовсе складывается интересная. С одной стороны, шедевры вроде «Списка Шиндлера» способны доносить до людей опасность, жестокость и недопустимость ненависти, тем самым работая на укрепление толерантности. С другой, сама толерантность оказывается той атмосферой, в которой искусство развивается наиболее бурно и продуктивно. Ведь общество, не способное принимать новое и неизвестное, точно также не даёт и для культурной сферы достаточно пространства и возможностей для развития.
Сам Вячеслав Кантор – известный поклонник искусства авангарда и даже является обладателем одной из самых внушительных коллекций работ русских авангардистов в мире. Учитывая то, что в истоках этого течения действительно лежало множество выходцев из России, да ещё и еврейского происхождения, Вячеслав Кантор считает именно толерантность, проявленную к ним их окружением в эмиграции в непростой первой половине XX века залогом того, что авангард вообще появился и стал настолько революционным движением.
Единая идея
Толерантность обладает прежде всего продуктивной ролью, в том числе и для искусства, считает Вячеслав Кантор, и это одно из главных её преимуществ. Это убеждение и можно считать причиной того, что именно соображениям толерантности и её укрепления так очевидно и активно подчинены многие из начинаний и проектов общественника и мецената, от международных форумов и инициатив до идеи в основе его собственного Музея искусства авангарда. Даже коллекционирование искусства, как видим, в какой-то мере стало продолжением его общественной работы в целом.
Но что такое толерантность и почему вокруг неё до сих пор ведутся такие горячие споры, если важность этой ценности, казалось бы, неоспорима? В своих интервью и выступлениях Вячеслав Кантор и сам не раз оговаривался о необходимости определения толерантности, а также её закрепления в законе, чтобы ценность эта наконец стала нормой и перестала быть объектом постоянных манипуляций смыслами. Сам общественник признаёт толерантность как ценность, которая не может и не должна быть безграничной – в противовес уже устоявшемуся стремлению к политкорректности и бескрайней терпимости, привычного для той же Европы. Свою концепцию Вячеслав Кантор называет «безопасной толерантностью» - то есть такой толерантностью, которая ограничена соображениями безопасности и не распространяется на явления и тенденции, ставящие эту самую безопасность под угрозу. Причём, неизменно уточняет общественник, речь идёт не только о безопасности физической, но о безопасности здоровья общества, его атмосферы, безопасности людей жить так, как они привыкли и хотят.
Без дискриминации
Для Европы тема толерантности и вправду стала особенно острой в последние десятилетия – на фоне череды кризисов и миграционных изменений, поставивших под угрозу сам образ жизни большинства европейцев. Ответом на это стал рост запроса как раз на безопасность уже со стороны людей. И в этом конфликте между потребностью в безопасности и продвигаемой властями излишней пассивной политкорректностью и рождается большинство споров.
Именно поэтому Вячеслав Кантор и считает особенно актуальным обращение к культуре и искусству, к проектам, которые на общечеловеческом уровне доносят до нас необходимость взаимоуважения людей друг к другу и умение не только жить бок о бок, но и развиваться, перенимая друг у друга лучшее, вводя инновации и позволяя самым модернистским течениям и находкам их собственный шанс на развитие. Толерантность, считает Вячеслав Кантор, вовсе не представляет собой любовь ко всем без разбора. Эта ценность защищает прежде всего здоровую и продуктивную конкуренцию – без дискриминации и ненависти. |