|
Реклама. ООО "ГК "Велунд Сталь НН" ИНН 5262389270 Erid: 2SDnjdZde8T
| |
Прокатные валки для обжимных и черновых станов, изготовленные из чугуна с шаровидным графитом, имели в 1,5—2,5 раза более высокую стойкость в сравнении с валками из чугуна с пластинчатым графитом и в 3 раза по сравнению со стальными валками. На Макеевском заводе на мелкосортном стане 350 прокатные валки из чугуна с шаровидным графитом, работающие в 3-й и 4-й клетях, прокатывают до 30 ООО т валки из хромоникелевого чугуна с пластинчатым графитом 10 ООО— 12 ООО т, а стальные валки — 6000—7000 т.
Для замены стальных литых и кованых стальных прокатных валков применяют валки из чугуна с шаровидным графитом и перлитной (сорбитной, трооститной) структурой металлической основы, легированного никелем или без никеля. Оптимальный состав чугуна для таких валков следующий (в %): 2,9—3,5 С; до 2,2 Si; 0,5—0,7 Мп; 0,06—0,12 Р, не более 0,01 S; не более 0,2 Сг; 1,8—2,3 Ni; 0,04—0,06Mg. Для менее ответственных валков содержание никеля может быть уменьшено до 0,8—1,4%.
Сопоставление стойкости стальных и чугунных прокатных валков приведено в табл. 23.
В зависимости от технических требований, предъявляемых к прокатным валкам, они имеют различную структуру, механические свойства и твердость.
Для рельсобалочных, трубопрокатных и сортопрокатных станов при прокатке профилей рельсов, балок, шпунтов, швеллеров, уголков, труб применяют чугун с шаровидным графитом с перлито-карбидной, сорбито-карбидной, троостито-карбидной структурой металлической основы. Твердость отбеленного слоя таких валков составляет от 62 единиц по Шору (нелегированный чугун) до 77 единиц по Шору [легированный никелем (2—2,4%) чугун]. Предел прочности при растяжении чугуна колеблется от 40 до 52 кГ/мм2 в зависимости от наличия карбидов.
Валки из перлитного, сорбитного и трооститного чугуна с шаровидным графитом получают все большее распространение как заменители литых и кованых стальных валков. Легирование чугуна 0,2—0,5% Мо или 0,25—0,5% ванадия и снижение до 0,3% Сг и до 0,2% Р повышает стойкость валков на 30—50%.
Для рабочего слоя прокатных валков может быть использован высокопрочный чугун с шаровидным графитом без наличия карбидов, отбеленный и половинчатый чугун.
Твердость рабочего слоя валков из отбеленного нелегированного чугуна с шаровидным графитом составляет НВ 380—430.
Нелегированный чугун с шаровидным графитом применяют главным образом для изготовления прокатных валков для листопрокатных станов.
Твердость рабочего слоя валков из половинчатого чугуна нелегированного и низколегированного хромом и никелем составляет НВ 260—400. Нелегированный половинчатый чугун применяют для листопрокатных станов, а низколегированный чугун для сортопрокатных и трубопрокатных станов.
Чугун с шаровидным графитом без наличия карбидов применяют для изготовления прокатных валков взамен стальных литых и кованых прокатных валков на обжимных и черновых клетях прокатных станов. Такие валки отливают из чугуна, легированные никелем, с твердостью НВ 210—300.
Прокатные валки из чугуна с шаровидным графитом нашли особенно широкое применение при прокатке таких ответственных профилей, как рельсы, балки, шпунты, швеллеры, уголки, трубы, на различных трубопрокатных, сортопрокатных и рель-собалочных станах.
Применение прокатных валков из чугуна с шаровидным графитом вместо валков из чугуна с пластинчатым графитом, стальных литых и стальных кованых валков обеспечивает повышение стойкости, увеличение интенсивности работы прокатных станов, улучшение качества проката и снижение себестоимости валков.
Применение чугуна с шаровидным графитом для изготовления шаботов. Ранее применявшиеся шаботы из стали деформировались — происходило вспучивание в верхней части шабота. Шаботы, отливавшиеся из серого чугуна, не обнаруживали деформаций, но и не обладали достаточной прочностью и давали трещины.
Применение чугуна с шаровидным графитом для изготовления шаботов дало положительные результаты. Проведенные ЦНИИТМАШем исследования показали, что графит сохраняет шаровидную или близкую к шаровидной форму, при этом происходит значительное увеличение размеров графитовых включений до 500 мк. Что же касается показателей механических свойств, то они (как и в стальных отливках) по мере увеличения толщины стенок значительно снижаются, хотя остаются достаточно высокими и в сечениях, характерных для шаботов (табл. 24—29).
Применение чугуна с шаровидным графитом для изготовления деталей турбин. Изготовляют весьма ответственные детали турбин, работающие в условиях ударных и знакопеременных нагрузок: лопатки направляющих аппаратов гидротурбин, рычаги, поршни рабочего вала, регулирующие кольца, крестовины рабочего колеса, корпуса паровых турбин, корпуса клапана, основания гидротурбин Пельтона, подпятники турбин Каплана и др. Наиболее характерными деталями гидротурбин, отливаемых из чугуна с шаровидным графитом, являются лопатки направляющего аппарата. На одну турбину устанавливается 24 лопатки весом 1,8 т каждая. Общая длина одной лопатки 3045мм, ширина 780 мм, максимальный диаметр сплошной цапфы равен 218 мм, а минимальная толщина пера — 40 мм. Лопатки отливают из чугуна с шаровидным графитом и ферритной структурой металлической основы, получаемой после термической обработки отливок по следующему режиму: нагревание до 920—940° С со скоростью 80—100° С/ч, выдержка при этой температуре в течение 3 ч, охлаждение до 700— 720° С, выдержка при этой температуре в течение 16 ч, дальнейшее охлаждение с печью. В результате такой термической обработки чугун приобретает ферритную структуру и следующие механические свойства: ов не менее 40 кГ/мм2, оТ не менее 25 кГ/мм2, 6 не менее 8%, ан не менее 3 кГм/см2, НВ 176—250.
Применение чугуна с шаровидным графитом в автомобилестроении и сельхозмашиностроении. На многих заводах коленчатые валы автомобилей и тракторов стали изготовлять из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом.
Заводы некоторых зарубежных фирм блоки цилиндров с толщиной стенки 3 мм отливают из чугуна с шаровидным графитом, что оказалось выгодным (по сравнению с изготовлением их из серого чугуна и алюминиевых сплавов) не только с технической, но и с экономической точек зрения.
Из этого чугуна на зарубежных заводах отливают также такие автомобильные детали, как, например, шатуны, тормозные барабаны, ступицы колес, коробки дифференциалов, кронштейны, картеры коробок передач, гидравлические муфты, распределительные валы, поршневые кольца, подвески рессор, вилки включения муфт сцепления, картеры задних мостов и другие детали.
Успешное применение чугун с шаровидным графитом нашел в сельхозмашиностроении.
В сельхозмашиностроении изготовляют следующие детали: прицепные скобы тракторов, шестерни для огородных комбайнов, втулки балансиров трактора ДТ-54, рычаги управления, стойки букс, картеры коробки передач, ступицы колес, направляющие оси, валы сгребателей лесовозных тракторов, шестерни тракторных сеялок, кольца и диски фрикционных муфт, педали сцепления, шкивы, рычаги рулевого управления, зубья борон, диски лущильников и другие детали.
Применение чугуна с шаровидным графитом для изготовления деталей, работающих в условиях переменных нагрузок. Основными требованиями, предъявляемыми к материалу деталей, работающих в условиях переменных нагрузок, являются эысокие циклическая вязкость и усталостная прочность. По показателям цикличе ской вязкости чугун с шаровидным графитом значительно превосходит углеродистую сталь, а по показателям усталостной прочности не уступает стали. Кроме того, чугун с шаровидным графитом лучше, чем сталь, воспринимает поверхностное упрочнение, вследствие чего усталостная прочность его значительно возрастает. Сочетание высоких показателей по циклической вязкости и усталостной прочности с хорошей износостойкостью и высоким модулем упругости делают чугун с шаровидным графитом хорошим материалом для изготовления коленчатых валов, валов генераторов, кулачковых валов и многих других деталей, подвергающихся циклическим напряжениям и износу.
Применение чугуна с шаровидным графитом для изготовления коленчатых валов. Вследствие сложной конфигурации коленчатые валы работают в условиях большой неравномерности распределения напряжений, которые являются переменными во времени и различными по величине. Разрушения коленчатых валов, наблюдающиеся в практике, носят усталостный характер, появляясь после определенного количества циклов нагружений.
Исходя из этого к материалу, идущему на изготовление коленчатых валов, предъявляются высокие требования в части обеспечения общей статической прочности, высоких усталостной и циклической прочности и хорошей износостойкости.
Благодаря высоким техническим требованиям, предъявляемым к коленчатым валам, их изготовляли, как правило, коваными из легированной стали со сложной термической обработкой.
Изготовление крупных стальных кованых коленчатых валов было связано с применением уникального кузнечно-прессового и станочного оборудования.
С появлением чугуна с шаровидным графитом оказалось возможным изготовлять коленчатые валы литыми из этого чугуна. Преимущества литых коленчатых валов заключаются в том, что им можно придать наиболее желательную форму, изготовлять их пустотелыми и тем самым получить более равномерное распределение напряжений и максимально приблизить литую заготовку по форме и размерам к готовому валу. При переходе с кованых коленчатых валов на литые резко сокращается расход металла, уменьшается трудоемкость механической обработки и снижается себестоимость валов.
При замене кованых коленчатых валов литыми из высокопрочного чугуна резко сокращается длительность цикла термической обработки, а в некоторых случаях удается полностью исключить термическую обработку. Точно также сокращается длительность общего цикла изготовления коленчатого вала.
Чугун с шаровидным графитом как материал для изготовления коленчатых валов удачно сочетает в себе высокую прочность при растяжении, сжатии, изгибе и кручении, высокую циклическую прочность, примерно в 2 раза превышающую циклическую прочность стали; высокие усталостную прочность и износостойкость благодаря наличию в его структуре включений графита.
Усталостная прочность полых коленчатых валов в сравнении со сплошными значительно выше (почти вдвое). Кроме того, усталостная прочность может быть значительно повышена путем упрочняющей обработки коленчатых валов, термической обработки отливок и легирования чугуна.
В настоящее время освоены и внедрены в производство коленчатые валы для крупных судовых дизельных двигателей мощностью до 2500 л. с. (вес одного коленчатого вала достигает 2,5 т). Внедрены в производство коленчатые валы для двигателей электростанций мощностью до 900 л. с. Двигатели легковых автомобилей «Волга», «Чайка», «Запорожец» и «Дружба» выпускаются с коленчатыми валами из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Освоено производство коленчатых валов из высокопрочного чугуна для двигателей тракторов.
Коленчатые валы для дизельных двигателей тепловозов отливают из высокопрочного чугуна взамен легированного чугуна, из которого они изготовлялись ранее.
Из чугуна с шаровидным графитом изготовляют коленчатые валы для силовых и дизельгенераторных установок, для компрессоров, насосов, прессов и т. д. |