|
Реклама. ООО ГК "Велунд Сталь Сибирь" ИНН 5405075282 Erid: 2SDnjf1Guop
| |
Несмотря на лавинообразный рост количества окружающих нас чисто электронных устройств, читатель этих строк почти наверняка лично имел дело с такими сугубо механическими сборочными изделиями как подшипники - например, внутри вентиляторов собственного ПК, не говоря уже о "классических" НЖМД/НГМД и оптических приводах. Рассмотрим кратко основы классификации подшипников и наиболее часто встречающиеся их разновидности, а также затронем некоторые аспекты их промышленной маркировки.
Основные разновидности
Если убрать из рассмотрения практически не встречающуюся в быту (за исключением разве что "потрохов" НЖМД) экзотику типа магнитных, газо-/гидродинамических и газо-/гидростатических подшипников, то всё их многообразие изящно делится всего лишь на два больших класса: скольжения и качения.
В первых вращающийся элемент (ось) помещается внутрь статичной высокоточной втулки (вкладыша) с хорошими антифрикционными свойствами, а во вторых между осью и внешней статичной средой вводятся два кольца с прецизионно изготовленными и установленными телами вращения (шариками, роликами и т.п.) между ними.
Кратко о маркировке
Сразу укажем, что для основных импортных изделий SNR, NTN, FAG, SKF, Koyo и ряда других, почитать про расшифровку подшипников можно тут - https://impod.ru/articles/20-rasschifrovki-podschipnikov, а отечественная система маркировки устроена примерно следующим образом: типичное наименование состоит из составной строки вида Х ХХ Х Х ХХ, где первый элемент определяет серию ширин, второй - конструктивную разновидность, третий - тип, четвёртый - серию диаметров, пятый - обозначение условного внутреннего диаметра.
Тип подшипника кодируется цифрой:
- 9 - роликовый упорно-радиальный/упорный;
- 8 - шариковый упорно-радиальный/упорный;
- 7 - конический роликовый;
- 6 - шариковый радиально-упорный;
- 5 - роликовый радиальный, с так называемыми "витыми роликами";
- 4 - радиальный с тонкими игольчатыми либо цилиндрическими очень длинными роликами;
- 3 - радиальный с бочкообразными роликами (их также называют "сферическими роликами");
- 2 - радиальный с короткими роликами-цилиндрами;
- 1 - подшипник шариковый сферический радиальный;
- 0 - обычный подшипник шариковый радиальный.
Дополнительно справа в строке проставляются буквы, кодирующие материал подшипника либо его основные/специфические характеристики: наличие термообработки, коррозионную стойкость, наличие покрытий, нормирование по уровню вибрации, тип смазки, повышенную грузоподъёмность и т.п. Слева в строке могут также проставлять класс точности изделия, указать группу радиального зазора (от 0 до 9), место в ряду по моменту трения (от 0 до 9) или же его категорию (А, В или С). Для случая же радиально-упорных подшипников заместо группы гарантированного радиального зазора возможно указание преднатяга (от 1 до 3). |