 |
Реклама. ООО ГК "Велунд Сталь СЗ" ИНН 7813653802 Erid: 2SDnjeTme6H
|  |
Что такое коносамент?
Определение коносамента - это документ, который подписывается судовладельцем или его представителем, чтобы доказать, что судно или перевозчик получили груз. Он служит договором перевозки, в котором указываются детали транспортировки. И наконец, груз может быть востребован в обмен на коносамент, поскольку он считается правом собственности на товар.
Уже в шестнадцатом веке коносамент широко использовался испанцами для описания груза и количества мешков, полученных перевозчиком. К восемнадцатому веку купцы создали изысканный способ использования коносамента. Юридическое развитие коносамента продолжилось в девятнадцатом веке и привело к появлению современного коносамента, который мы используем сегодня.
Коносамент - это изложение платы за товары или услуги, которые поставщик или поставщик услуг оказал покупателю. Коносамент означает акт погрузки груза на судно. Таким образом, в совокупности коносамент представляет собой соглашение между грузоотправителем и судоходной линией (или перевозчиком). Он включает в себя всю информацию о грузе, который отправляется на судно. Эти сведения включают классификацию товара, количество коробок, общий объем, вес, порты погрузки и назначения, название перевозчика и номер рейса. Термин "коносамент" обычно сокращается до B/L или BOL.
Коносамент выполняет следующие функции:
- Квитанция выступает в качестве документа, подтверждающего получение товара органом, выдавшим его.
- Договор В нем указывается способ доставки, который будет использован для груза, и он служит доказательством заключения договора перевозки с перевозчиком.
- Право собственности на товар Для того чтобы названный грузополучатель мог принять поставку товара в порту выгрузки или в конечном пункте назначения (в зависимости от того, что было оговорено), он должен предоставить оригинал транспортной накладной.

Почему я должен использовать коносамент?
Коносамент служит товарораспорядительным документом. Поэтому для того, чтобы названный грузополучатель мог принять товар от судоходной линии (или перевозчика), необходимо предъявить как минимум один оригинальный экземпляр. Оригинальный экземпляр используется для того, чтобы избежать кражи, которая может привести к судебным разбирательствам в сфере международной торговли.
Использование коносамента не ограничивается знанием деталей груза; он служит юридическим документом, который может быть использован для предъявления претензий, если в процессе логистики произойдет что-то нежелательное.
Если покупатель решает взять на себя организацию перевозки из Китая своего товара, а не прибегать к услугам экспедитора или агента по перевозке грузов, необходимо иметь оригинал коносамента. В этом случае покупатель передает копию коносамента экспедитору, выбранному в порту назначения. Судоходный агент затем выдаст порту ордер на поставку для выдачи товара.
Для покупателя все же лучше иметь копию коносамента на груз, оформленный экспедитором, как в пункте отправления, так и в пункте назначения. Это даст покупателю возможность сверить информацию о грузе и убедиться в ее правильности. Кроме того, покупатель сможет отследить местонахождение судна, используя информацию о судне, указанную в документе.
Кто выдает коносамент?
Коносамент выдается перевозчиком или его уполномоченным агентом, например, компанией, не эксплуатирующей суда общего пользования (NVOCC), грузоотправителю в подтверждение того, что он получил груз.
Существует два вида коносамента: HBL, который также известен как House Bill, и MBL, что означает Master Bill of Lading. NVOCC может выдать только HBL; с другой стороны, MBL выдается судоходной линией после получения груза от экспедитора. Хотя NVOCC не владеет судами, он считается фактическим грузоперевозчиком, поскольку его деятельность регулируется как местными, так и международными законами. Оригиналы HBL и MBL считаются юридическими документами. Экспедиторская компания не всегда является NVOCC и наоборот. Однако есть экспедиторы, которые также имеют лицензию NVOCC.
Покупатель обычно получает копию HBL, если пользуется услугами экспедиторской компании. Покупателю потребуется оригинал HBL или MBL от грузоотправителя, если доставка осуществляется на определенных условиях Инкотермс, таких как CFR (стоимость и фрахт) или CIF (стоимость, страхование, фрахт). Оригинальная копия необходима потому, что в определенный момент покупатель должен принять на себя ответственность за груз от грузоотправителя. Оригинал коносамента может быть предъявлен перевозчику в порту или пункте назначения, указанном в контракте, чтобы получить освобождение груза. Предъявление оригинала может быть пропущено, если грузоотправитель организовал телексный релиз.
При перевозках с HBL грузоотправитель может подать NVOCC или экспедитору телексное заявление на выдачу груза, чтобы запросить его выдачу грузополучателю, не требуя оригинала коносамента. После выдачи груза грузополучатель может оформить ордер на поставку.
Термин Telex Release используется в отрасли, когда перевозчик дает зеленый свет порту назначения на выдачу груза без наличия оригинала коносамента. Оригинал коносамента должен быть сдан грузоотправителем в порту отправления по запросу на телексный релиз.
Какие существуют виды коносаментов?
Согласно истории, коносамент первоначально использовался для морских перевозок, поскольку это был распространенный вид транспорта в досовременные времена. Однако в настоящее время коносамент используется и для других видов перевозок, таких как железнодорожные и внутренние. Существует несколько типов коносаментов, и их индивидуальное использование зависит от того, является ли он оборотным или необоротным или основан на ответственности перевозчика.
Виды векселей в зависимости от того, является ли он оборотным или необоротным
Основное различие между оборотным и необоротным коносаментом заключается в возможности изменить получателя или владельца груза. Оборотный коносамент уведомляет перевозчика о доставке груза в зависимости от индоссамента грузоотправителя. Необоротный коносамент определяет конкретного грузополучателя и не подлежит передаче.
Это стандартная накладная, используемая, если груз отправляется клиенту, который уже оплатил поставку. Груз может быть получен только получателем и счетом и не может быть передан.
Такой вид отправки обычно используется для консигнации. Владельцем груза считается грузополучатель по записи, если только он не передал право собственности на груз другому лицу, индоссировав коносамент.
- Коносамент чартерной партии
Этот тип коносамента используется, когда грузоотправитель или группа грузоотправителей фрахтуют или арендуют целое судно для перевозки груза.
- Коносамент с переключением сторон
Этот коносамент считается дубликатом. Грузополучатель может попросить перевозчика поменять коносамент, если грузополучатель не хочет разглашать информацию о перевозчике новому грузополучателю или покупателю.
Это необоротный документ, который используется только для грузов, перевозимых воздушным транспортом. В отличие от океанского коносамента, авианакладная не является документом, подтверждающим право собственности на товар.
Виды транспортных накладных в зависимости от ответственности перевозчика
Этот тип позволяет перевозчику отправлять груз внутри страны или за границу. Ответственность перевозчика начинается с порта отправления и, как правило, заканчивается в порту выгрузки, указанном в документе. Этот тип также известен как коносамент "порт в порт".
В этом документе указывается информация о перевозчике, осуществляющем транспортировку груза внутри страны автомобильным или железнодорожным транспортом.
Этот способ используется, если перевозчик будет тем же самым, который будет заниматься доставкой груза в конечный пункт назначения. Ответственность перевозчика в этом случае наступает с момента получения товара до его доставки в конечный пункт назначения.
- Мультимодальный или комбинированный транспортный коносамент
Накладная охватывает как минимум два вида транспорта. Примером может служить комбинация морской, железнодорожной и автомобильной перевозок. Перевозчик может передать другой вид перевозки на субподряд другим перевозчикам.
Этот тип коносамента очень похож на комбинированную перевозку или мультимодальную, где есть разные ноги груза. Единственное отличие заключается в том, что в этом коносаменте не меняется способ доставки (океанский груз остается на воде).
Если у перевозчика нет прямого сообщения между двумя портами, он может перегрузить груз в другом порту за счет перевозчика.
Типов коносаментов может быть огромное количество, однако покупателю, желающему отправить груз, не обязательно знать все типы коносаментов. Однако для покупателя лучше знать, какой коносамент применим к его бизнесу.
Что входит в грузовую накладную?
Коносамент содержит важную информацию о грузе. Покупателю рекомендуется знать и понимать, что указано в этом документе. Ниже приведены сведения, которые можно найти в любом коносаменте, независимо от того, является ли он домашним или мастер-биллом.
- Грузоотправитель
- Название и адрес стороны, отправляющей груз
- Грузополучатель
- Имя, адрес и контактные данные получателя
- Уведомляющая сторона
- Имя, адрес и контактная информация плательщика
- Дата выпуска
- Номер коносамента
- Информация о доставке
- Порт погрузки
- Последнее место назначения
- Название судна и номер рейса
- Порт разгрузки
- Детали груза
- Описание груза и используемой упаковки (например, картонные коробки, паллеты и т.д.)
- Номер контейнера и размер контейнера
- Общее количество коробок
- Общий объем
- Вес брутто
- Особые примечания или инструкции
Вот пример океанского коносамента при регулярной перевозке груза из Китая в США.
- Перевозчик выписывает коносамент в Китае.
- Коносамент направляется грузоотправителем покупателю или грузополучателю.
- Покупатель или грузополучатель передает коносамент экспедитору в стране назначения (в данном примере - в США).
- Судоходный агент выдает порту ордер на выдачу груза.
- Судоходный агент организует доставку товара покупателю или в конечный пункт назначения.
Приведенные выше шаги - это простое представление того, как работает коносамент и как он передается. Экспедиторы могут помочь покупателям упростить эти шаги и организовать все, что нужно покупателю.
Образец транспортной накладной: Морской и воздушный фрахт
Оригинальный океанский коносамент - это юридический документ, который представляет собой право собственности на товар и может быть обменен на владение грузом. Хотя оригинальная авианакладная имеет схожие реквизиты и считается разновидностью коносамента, она не выступает в качестве документа, подтверждающего право собственности на товар.
Ниже приведены примеры распространенных коносаментов: Коносамент океанского дома, мастер-коносамент и авианакладная.
- Океанский коносамент (HBL)
- Океанский генеральный коносамент (MBL)

Авианакладная на дом (HAWB)
1: Грузоотправитель
В разделе "Грузоотправитель" указывается информация о грузоотправителе, который обычно является либо экспедитором, либо заводом, который отвечает за оформление таможенных документов в стране происхождения. Помимо имени и адреса, в этом разделе можно указать контактные данные грузоотправителя.
2: Грузополучатель
Получатель - это тот, кому будет передан груз по прибытии в порт назначения, и тот, кто несет финансовую ответственность за получение груза по договору перевозки. Получателем может быть либо фактический владелец груза, либо торговая компания, которая отвечает за получение лицензии на импорт.
3: Уведомить партию
Уведомляющая сторона будет извещена о прибытии товара. Это может быть тот же грузополучатель или другая сторона, обычно покупатель или получающая сторона.
4: Номер отслеживания коносамента
В этом разделе указывается номер отслеживания и дата коносамента/воздушной накладной.
5: Вояж.
FlightDetails
В этой части коносамента/авианакладной указывается информация об отправке груза. Место получения - это место, где груз был получен эмитентом коносамента/авианакладной, а порт погрузки - это порт, в котором судно будет загружать груз.
В этом разделе также указывается информация о судне (или рейсе). Эта информация может быть использована для отслеживания местонахождения судна. В случае авиаперевозки доступны только расписания рейсов, поскольку транзит занимает не более суток. На таких сайтах, какVessel Finderc, можно бесплатно получить основную информацию, а также последние заходы судна в порты.
В эту часть коносамента/авианакладной также включается информация о том, где судно/самолет выгрузит груз (Port of Discharge) и где заканчивается ответственность эмитента коносамента (Final Destination).
6: Детали груза
В этом разделе указываются сведения о грузе, такие как описание груза, вес брутто и объем, а также любые примечания к грузу, по которым можно легко идентифицировать товар. Кроме того, в этом разделе также указывается номер контейнера и номер пломбы. В этом разделе могут быть размещены дополнительные примечания от перевозчика при приеме груза.
7: Детали контракта
В этом разделе документ подписывается на предмет законности. Здесь указывается информация о стоимости фрахта (при необходимости), любые изменения в реквизитах коносамента (изменения в весе после взвешивания VGM [Verified Gross Mass] и т. д.), а также возможность обращения документа.
|