
С тех пор, как человек начал строить более-менее высокие здания и сооружения, возникла и потребность подъёма на нужную высоту как груза, так и самого себя. Хорошо если владельцу нужно всего лишь подновить крышу своей соломенной лачуги, ибо здесь окажется достаточно и поставленного на попа массивного деревянного чурбака либо полена - а вот что делать, когда приходится иметь дело с чем-то вроде египетских пирамид? Египтяне выходили из затруднения простейшим способом: возле возводимого сооружения насыпался полого растущий (клинообразный) холм, по которому вручную затягивались/заносились на самый верх необходимые инструменты и материалы. Для более простых случаев (небольших грузов) можно было обойтись системой блоков/полиспастов - однако для того чтобы воспользоваться такой простейшей машиной всё равно сначала нужно блок к чему-то подвесить! А что делать, если предполагаемые работы - сугубо временные либо профилактические?
Виды подъёмников
В простейшем случае "передвижным подъёмником" выступали (да и сейчас иногда выступают) деревянные строительные козлы, перетаскиваемые с места на место "составным устройством" мощностью в две человеческие силы. Однако с появлением различных видов приводов эта сфера деятельности "механизировалась" одной из первых, причём спектр доступных нынешнему строителю устройств весьма широк и разнообразен (предметно любопытствующие могут заглянуть на сайт liftrental.ru и увидеть все перечисляемые ниже подъёмники "в картинках", со всеми техническими характеристиками - а заодно и узнать, почём их можно взять в аренду).
Ножничный подъёмник
Его конструкция во много близка строительным козлам: огороженная платформа поднимается и опускается за счёт складывания/раскладывания соединений, сильно напоминающих сцепленные друг с другом ножницы (по-научному такое соединение называется "пантограф" и используется ещё много где - например, для поднятия/опускания токосъёмника у трамвая). Подобные подъёмники обычно имеют дизельный либо электрический привод и умеренную высоту подъёма (обычно до 10-15 метров, гораздо реже - до 25-30 метров) и их удобно использовать при работе на фасадах и прочих открытых местах, к которым относительно легко подъехать и где имеется относительно ровная и прочная площадка для установки. Их типичная грузоподъёмность - от пары-тройки сотен килограмм до тонны.
Коленчатый подъёмник
Такой подъёмник наверняка видели практически все городские жители: с их помощью меняют лампы в уличных фонарях освещения, осматривают фасады зданий и т.д. Раскладное многоступенчатое "колено" обычно смонтировано на автомобильном шасси и имеет поворотную платформу - тем самым давая доступ в достаточно удалённые от стоящей машины места. Однако ничего не даётся даром: за мобильность и "изворотливость" приходится расплачиваться малым размером подвешенной "корзинки" и небольшим поднимаемым весом (максимум пара-тройка сотен килограммов). Зато и максимальная достижимая высота у такого подъёмника может измеряться 40-50 метрами - хотя даже в абсолютный штиль "корзинку" такого подъёмника ощутимо покачивает при малейшем движении находящегося в ней человека. Привод этого подъёмника также может быть как дизельным, так и электрическим.
Телескопический подъёмник
Его можно назвать "ближайшим родственником" подъёмника коленчатого: вместо раскладывающихся "колен" находящаяся на самом конце "корзинка" поднимается за счёт последовательного выдвижения вложенных друг в друга телескопических элементов (примерно как раздвижная антенна радиоприёмника или телескопическая углепластиковая удочка). Технические параметры коленчатых и телескопических подъёмников во многом схожи, но работать с последними гораздо проще и удобнее, да и горизонтальный вылет у них максимален. Именно поэтому их чаще других монтируют на автомобильное шасси, используя в качестве промежуточного привода гидравлику.
Рассказать в рамках одной небольшой статьи о всех видах часто используемых подъёмников (а уж тем более - об их опциях и модификациях) просто физически невозможно, поэтому ещё раз порекомендуем заинтересовавшимся воспользоваться вышеприведённой ссылкой. |