
Производственно-хозяйственная деятельность сегодня не мыслима без эксплуатации кранов и грузоподъемных механизмов. Эффективность любого промышленного предприятия, строительной организации, железнодорожного узла или морского порта устойчиво зависит от наличия и состояния парка используемой техники для подъема и перемещения грузов.
Повсеместно в мире применяются козловые, мостовые, башенные краны, кран-балки, кран-укосины. Естественно, в ходе эксплуатации кранов их оборудование (устройства и механизмы, функционально отвечающие за безопасность и работоспособность) изнашивается и требует замены.
Работа с грузоподъемными механизмами строго регламентируется соответствующими правилами. Обязательна периодическая проверка технического состояния кранов службой надзора. И, конечно, рациональным будет использовать только проверенные комплектующие при ремонте кранов. Скажем, при замене кранового электродвигателя разумным шагом будет использовать сертифицированную, известную продукцию НПО «Промтеплострой», http://www.kontaktor.su.
К крановому оборудованию относятся:
• крановые тормоза, гидротолкатели,
• крановые двигатели,
• командконтроллеры,
• пульты дистанционного управления,
• резисторные блоки,
• частотные преобразователи,
• токоприемники, концевые выключатели,
• системы ограничения грузоподъемности,
• наборы весов и другие агрегаты, функционально расширяющие возможности крана.
Остановимся чуть подробнее на назначении и особенностях некоторых групп вышеперечисленного оборудования.
Крановые тормоза - комплекс механизмов, который обеспечивает надежное удерживание поднятых грузов, регулировку скорости подъема, полную остановку движущихся узлов крана (тележки, моста) в заданном положении вне зависимости от применяемости и вариантов исполнения. Когда возросший тормозной момент становится больше вращающего происходит замедление, либо же полная остановка движения – на данном физическом принципе основывается принципиальная схема работы кранового тормоза.
Крановые тормоза условно подразделяют на две группы - тормоза закрытого и открытого типа. По конструктивным особенностям эта категория оборудования делится на: радиальные крановые тормоза (ленточные, колодочные) и осевые (конусные, дисковые).
Гидротолкатель функционально характеризуется как узел тормозной системы подъемно-транспортного оборудования, служащий ее приводной частью. Допустимо также применение гидротолкателя как силового элемента.
Крановые двигатели обеспечивает привод узлов крановых подъемных механизмов, преобразуя электрическую энергию в механическую. Крановые двигатели изготавливаются с повышенной механической прочностью и более высокой перегрузочной способностью в сравнении с обычными электродвигателями. Крановые двигатели делят на две группы – двигатели постоянного тока и широко применяемые асинхронные электродвигатели, эксплуатация которых экономически целесообразна в большинстве случаев. Одни из распространенных моделей - двигатели MTF, МТН, 4МТМ асинхронного типа с фазным ротором.
Командконтроллеры – узлы крановых подъемных механизмов, отвечающие за автоматическое переключение и коммутацию в электрических цепях привода. Обычные контроллеры позволяют задействовать только ручной режим управления при работе.
Кулачковые командконтроллеры (регулируемые и нерегулируемые) устойчиво пользуются спросом на российском рынке. Регулируемые кулачковые командконтроллеры обеспечивают заданное точное, эффективное срабатывание аппарата. Для этого в регулируемых кулачковых командконтроллерах предусмотрено отверстие овальной формы для крепления кулачка. Подобное конструкторское решение позволяет смещать кулачок на 10°30' относительно центра и, соответственно, регулировать момент замыкания и размыкания контактов.
Резисторные блоки – элементы сопротивления электрических цепей, участвующие в пуске электродвигателя и регулирующие скорость его вращения в рабочем положении.
Применяемость блоков резисторов серии ИРАК огромна – это козловые, мостовые краны, башенные и портальные, шахтные подъемные механизмы, перегружатели. Эксплуатируются резисторы серии ИРАК в сетях переменного тока (частота 50-60 Гц, напряжение менее 660 В) и в сетях постоянного тока (напряжение не превышает 440 В).
Крановые концевые выключатели - в крановом оборудовании концевые выключатели служат ограничителями рабочего хода и при срабатывании должны обеспечить безусловное отключение подконтрольного электродвигателя. Модели крановых концевых выключателей представлены устройствами рычажного и шпиндельного принципа действия . Работа рычажных концевых выключателей во многом напоминает работу командконтроллеров, шпиндельные концевые выключатели разрывают электрическую цепь только на контакторах.
Токоприемники используются для создания устойчивого рабочего контакта между задействованным электрооборудованием подвижных частей подъемно-крановых механизмов и непосредственно контактной сетью. Техническое исполнение токоприемников учитывает факторы окружающей среды и варьируется от варианта использования в помещениях (среда с регулируемым микроклиматом) до работы в условиях пиковых температур от -40 до +70 °C и влажности до 80% (при температуре не выше +20 °C).
На российском рынке разнообразно представлена продукция отечественных производителей – крановое оборудование производства Волго-Вятского механического завода, кранового завода Continental, Уральского кранового завода, ОАО «Бурея-кран». Аналогичное оборудование зарубежных производителей (из Германии - Baumuller, Suco, Alfra, из Чехии - Contacte, Bohemia Kvaos, Walmag Magnetics, из Японии - Fanuc) так же имеет устойчивый спрос. Крановое оборудование производства Китая представлено в России продукцией завода Lssine. |