|
Реклама. ООО "ГК "Велунд Сталь НН" ИНН 5262389270 Erid: 2SDnjdZde8T
| |
Грузовые вагоны и цистерны при перевозке, разгрузке и погрузке испытывают различного рода усилия со стороны содержимого, рельсов, колесных пар, тяговых устройств. Основные силы воздействуют на раму, которая должна быть рассчитана таким образом, чтобы сохранялся определенных запас прочности на всех режимах движения. Конструкторы подвижного состава разработали несколько вариантов конструкции рам, из крупного вагонного литья, использующихся для перевозки твердых, сыпучих, жидких веществ по железной дороге.
Бо́льшая часть рам представляет собой сварные конструкции из продольных и поперечных балок. Для несущих элементов используется прокат разного профиля из сталей марок:
- 09Г2Д;
- 10Г2БД;
- ЮХСНД;
- 16Г2АФД.
Металл этих марок отличается свариваемостью, высокими показателями упругости, средней твердостью, низкой хрупкостью. Вибрационные нагрузки при движении по рельсам поглощаются, и массив проката, швов не разрушается. Наибольший риск разрушения находится в зоне сварных швов, поэтому от выбора марки стали и точного соблюдения требований технологии сварки зависит прочность вагона и длительность эксплуатации.
Рама состоит из балок:
- хребтовой;
- двух продольных;
- промежуточных;
- пятника (нижняя часть хребтовой);
- шкворневой;
- подкладочного листа.
Боковые продольные балки
Проходят по всей длине вагона, воспринимают нагрузки от колесных пар и бортов, с которыми связаны поворотными кронштейнами или монолитными сварными швами. В зависимости от типа вагона, конструкция рамы определяет допустимые нагрузки на платформу и предельную скорость транспортировки. При динамических нагрузках от ускорения и торможения продольные балки гасят основные силы и не допускают деформации кузова и других частей вагона.
Хребтовая балка
Изготавливается из прочного Z-образного проката — швеллеров и балок. Служит прежде всего для принятия разгонных и тормозных нагрузок при движении. Жестко связана с остальными частями конструкции, поэтому частично воспринимает и вертикальные нагрузки. А при перевозке отдельных типов грузов, например, труб, или цилиндрических конструкций, на нее приходится большая часть нагрузки.
Боковые балки
Соединяют продольные балки и хребтовую, обеспечивают сохранение точности геометрии вагона при боковых нагрузках, служат для крепления переднего и заднего бортов платформ, стенок вагона. В типовой конструкции подвижного состава предусмотрены две концевые, две шкворневые, несколько промежуточных поперечных балок. Их количество зависит от длины рамы и типа вагона.
Сечение поперечных, в отличие от продольных и хребтовых, переменное. В месте соединения с хребтовой размер поперечной максимальный, в точках контакта с продольными — минимальный. Кроме равномерного распределения нагрузок, такое решение обеспечивает рациональный расход металла, снижение собственной массы вагона без потери несущей способности.
Сечение поперечных балок разных видов отличается:
- у концевых — П-образное;
- у промежуточных — двутавровое;
- у шкворневых — коробчатое.
Концевые балки
Поперечные П-образные элементы, закрывающие периметр вагона, служат для фиксации вертикальных стоек кузова. На внешней грани установлены поручни сцепщика, кронштейны для различных технических систем вагона (тормоза, привода автосцепки и т.д.).
Конструкция рамы рассчитана на нагрузки, направленные сверху вниз, снизу-вверх и в продольном и боковом направлениях. Прочность рассчитывается с учетом максимальных усилий, возникающих при движении по всем направлениям.
Шкворневые балки
Непосредственно связаны с ходовыми тележками, передают на них все нагрузки, возникающие в процессе движения и перевалки грузов. Изготавливаются из стального листа в виде коробчатой конструкции, усиленной в месте пересечения с хребтовой балкой.
|