 |
Реклама. ООО ГК "Велунд Сталь Сибирь". ИНН 5405075282
|  |
В последнее время по всему миру наблюдается рост импорта металла из Китая по демпинговым ценам. Опасаясь снижения объемов производства и рентабельности отечественных металлургических компаний некоторые страны уже ввели заградительные пошлины.
Так, США установили пошлину в размере 110% на китайскую катанку. Турция увеличила ввозные сборы на китайский металл на 30-40%. Арабский и Вьетнамский союзы производителей стали и чугуна призвали правительства своих стран совершить аналогичные шаги. Отметим, что во Вьетнаме импорт стали из Китая достиг 48% от совокупных объемов поставок.
России в сложившемся положении (когда возросла зависимость от экспорта в Китай углеводородов) будет политически непросто увеличить ввозные пошлины на китайский металл. Однако есть элегантный способ снизить его конкурентноспособность на российском рынке за счет введения обязательного страхования.
Подобный шаг, во-первых, с точки зрения экономической политики государства был бы более дружественным по отношению к Китаю. Во-вторых, страховка обошлась бы производителям из Поднебесной не слишком дорого. В-третьих, за счет поддержки отечественного страхового рынка можно было бы рассчитывать на кумулятивный эффект для российских страховщиков и металлургов.
Кумулятивный эффект
Введение обязательного страхования импортных товаров (китайского металла, в том числе) поможет российскому страховому рынку выбраться из сложной ситуации, в которой он сейчас находится. Напомним, цены на страховые продукты в России растут (полис каско «добрался» до средней цены в 80 тысяч рублей, рассчитать ОСАГО стало на 23% дороже, ДМС подорожало на 30-40%), при этом спрос на страховые продукты снижается.
На стоимость полиса каско и «автогражданки» влияет падение курса рубля и, как следствие, повышение цен на импортные автомобили и запасные части к ним. Страховщики требуют дальнейшего увеличения тарифов на обязательную автостраховку.
Правительство РФ обещает в скором времени пересмотреть тарифы, однако когда и на сколько – не известно. Пока же страховщикам предлагают присоединиться к системе электронного страхования (возможность для автомобилистов рассчитать ОСАГО и купить его в сети) и таким образом снизить свои затраты на агентское вознаграждение и арендные платежи.
Обязательное страхование ввозимых товаров могло бы косвенно поддержать рынок ОСАГО и каско. Металлурги в свою очередь сократили или хотя бы стабилизировали свои издержки на страхование транспортных средств.
Цена
Если США заградительной пошлиной снижают конкурентноспособность китайского металла более чем в два раза (пошлина 110%), то страхование металла и ответственности на территории России для китайских производителей не будет иметь столь серьезных последствий. Так, тарифы на страхование перевозок грузов железнодорожным транспортном в РФ сейчас достигают 1-2% от страховой суммы, автомобильным – от 2 до 4%, авиатранспортом – 3-5%. Цена же договора страхования ответственности незначительно превосходит данные показатели. Таким образом, страхование ввозимого металла обойдется китайским импортерам в сумму не более 10-15% от продажных цен (сравните с американскими пошлинами).
Щадящий режим
Страховка, в отличии от пошлин – не просто безвозмездное изъятие финансовых средств, а мера защиты своих интересов. Страховать металл как имущество едва ли целесообразно, а вот обязательное страхование перевозимой продукции, сроков доставки и страхование ответственности производителя той же катанки может оказаться полезным для импортеров.
Валютные риски
В тарифы на страхование ввозимого металла можно заложить стоимость защиты уже отечественных металлургов от валютных рисков, связанных с экспортом российского металла. В условиях нестабильного курса мировых валют шаг очень актуальный. Такая комплексная программа позволила бы в полной мере защитить интересы российских металлургических производств, поддержать отечественный страховой рынок и не испортить отношения с восточным торговым партнером. |