Трубки из сплава с содержанием никеля более 12% с толщиной стенки 0,95 мм устанавливают в конденсаторах, охлаждаемых загрязненными пресными водами, частично в воздухоохладительной секции, а частично в основном трубном пучке. Они стойки к коррозии под действием конденсирующегося пара и под действием охлаждающей воды, не подвержены коррозионному растрескиванию.
Мышьяковистая медь (99,4% Си, 0,35% As, 0,03% Р) имеет высокую теплопроводность и хорошо противостоит биологическому обрастанию. Однако она недостаточно стойка к действию сульфидов, эрозионно-коррозионного разрушения (ударной коррозии) и коррозии под действием аммиака, содержащегося в паре.
Сплав 194 (97,5% Си, 2,2% Fe, 0,03% Р) сравнительно дешев, обладает высокой теплопроводностью и коррозионной стойкостью. Он лучше противостоит эрозионно-коррозионному разрушению, чем латунь Л070— 1 и мышьяковая медь, и трубки из него можно применять после холодной протяжки без опасения их коррозионного растрескивания.
При морских и солоноватых водах широко применяют трубки из мельхиора с содержанием более 12% Ni. Они сравнительно дороги, но имеют хорошие физические и механические свойства, поэтому их изготовляют с уменьшенной толщиной стенки.
Латунь ЛАМш77—2—0,05 применяют для изготовления трубок, работающих при соленых и солоноватых водах. По сравнению со сплавом Л070—1 она лучше противостоит действию сульфидов. Трубки из этой латуни во избежание их коррозионного растрескивания необходимо отжигать.
Трубки из коррозионностойкой стали типа 18—8 применяли в нескольких случаях при солоноватых охлаждающих водах, хотя, как правило, эта сталь при таких водах не рекомендуется. На ряде установок оказалась стойкой на соленых и солоноватых водах коррозионностойкая сталь 316 (16—18% Сг, 10—14% Ni, 3% Mo, более 0,08% С, более 2% Мп). Трубки из этой стали необходимо держать в полной чистоте.
Сплав МН70—30 (68,5% Си, 31% Ni, 0,5% Fe) — наиболее стойкий из применяемых для изготовления конденсаторных трубок медных сплавов, но наиболее дорогой. Трубки из этого сплава подвержены более интенсивному биологическому обрастанию и щелевой коррозии.
Металлургической промышленностью США разрабатываются новые стойкие сплавы для конденсаторных трубок. Для повышения стойкости трубок к эрозионно-коррозионному износу при повышенных скоростях морской воды предложено легирование медно-никелевых сплавов хромом. Опробованы для сплава: JN-838 (16°/о Ni, 0,4% Сr, 0,8% Fe, 0 05% Мn) и JN-848 (30% Ni, 0,4%) Сr, 0,3% Fe, 0 9% Мn). Изыскиваются стали, пригодные при больших концентрациях хлоридов. Фирма «Уэллинфорд Стил Ко» проводит опробование на одной из ТЭС нового сплава 2Х, содержащего 20% Сr, 24% Ni и 6,5% Мо. Однако трубки из вновь разработанных сплавов большей частью очень дороги.
Из новых материалов наибольшее внимание привлек в последнее время во многих странах, в том числе в США, титан. Титановые трубки были впервые опробованы в промышленном двухкорпусном конденсаторе (площадь поверхности теплообмена 4400 м2) около 15 лет тому назад в Великобритании на одной из приморских ТЭС и хорошо оправдали себя, но не нашли тогда применения из-за высокой стоимости. Сейчас они могут конкурировать с трубками из мельхиора (МН70—30) и коррозионностойкой стали 12Х18Н10Т.
На поверхности титана образуется плотная и быстро самовосстанавливающаяся (даже при ограниченном содержании кислорода в прилегающей среде) защитная оксидная пленка, очень стойкая к коррозионным и эрозионным воздействиям. Благодаря этому трубки из титана нечувствительны к действию хлоридов, сульфидов (сероводорода) и аммиака. Титан пассивен к продуктам жизнедеятельности микроорганизмов, не подвержен эрозии под действием содержащейся в паре влаги и эрозионно-коррозионному износу при содержании в воде абразивных примесей (песка, золы) и при кавитации со стороны входа воды, даже при больших ее скоростях (до 6—8 м/с). Все это обеспечивает продолжительную службу трубок из титана при использовании их в загрязненных, особенно морских, водах и в зоне воздухоохладителя конденсатора (в случаях применения в основном пучке трубок из медных сплавов).
Трубки изготовляют цельнотянутыми или сварными из технически чистого (99,2%) нелегированного титана. В мягком (отожженном состоянии) они имеют временное сопротивление 410 МПа, предел текучести 280 МПа и относительное удлинение 28%.
Титан очень стоек к коррозии и эрозии и допускает высокие скорости воды (примерно 9 м/с). Микроорганизмы могут влиять на него при умеренных скоростях воды, но это не приводит к образованию коррозионных язв. Титан дорог и имеет низкую теплопроводность, но изготовленные из него трубки при малой толщине стенок (примерно 0,5 мм) могут конкурировать с трубками из других материалов, пригодных при работе в сильно агрессивных водах.
Предупреждение коррозии оборудования теплосетей
Водяные теплосети
Мероприятия конструктивного характера
В открытых системах водоснабжения с непосредственным разбором воды обязательным элементом являются баки-аккумуляторы вместимостью до 10000 м3. Эти баки предназначены для выравнивания суточных расходов горячей воды, достигающих в часы максимального потребления нескольких тысяч тонн в час.
В настоящее время на объектах теплосети внедряется специальный способ антикоррозионной защиты оборудования систем открытого водоразбора, повышающий его долговечность в 3—4 раза. Принципиальное отличие данного способа защиты от других — использование комплекса предупредительно-аварийных и загрузочно-разгрузочных устройств и устройств для предупреждения сброса верхнего слоя жидкости из емкости при откачке, а также применение герметизирующей жидкости типа АГ-2.
Герметик АГ-2 — это вазелиноподобное вещество; плавая на поверхности жидкости, оно ликвидирует контакт между горячей водой в баках-аккумуляторах и воздухом. При изменении уровня воды в баках герметик АГ-2 способен покрывать стенки бака, предохраняя их от коррозии. При использовании герметика требуется надежная защита от попадания его в систему теплосети. Для организации автоматического отключения перекачивающих насосов при достижении минимально допустимого уровня воды в баках требуется некоторое сокращение их рабочего объема. Это снижает возможность обеспечения нагрузки в часы максимального водозабора. В результате эксплуатации установлено, что даже при использовании герметика АГ-2 качество сетевой воды в основном зависит от эффективности деаэрации подпиточной воды.
Физические свойства герметика АГ-2 сходны со свойствами маслообразных веществ, в частности, температура его воспламенения равна 160°С.
Так как содержание минеральных примесей в герметике АГ-2 достигает 10—11%, не следует допускать его поступления в котел.
При рассмотрении вопроса о целесообразности применения герметика АГ-2 в системах горячего водоснабжения необходимо учитывать условия и параметры эксплуатации этих систем: температуру деаэрированной воды, продолжительность ее пребывания в баках-аккумуляторах, тщательность соблюдения качества подпиточной воды по содержанию кислорода и свободной углекислоты и пр.
Загрузка и выгрузка герметизирующей жидкости происходит следующим образом. Герметик из бочек выливается в бункер, где подогревается паром, проходящим через трубы. Из бункера насосом герметик перекачивается в бак. Из основного бака через нижний отбор при работающем - насосе по трубопроводу при открытых задвижках герметик поступает в промежуточный бак, где оседает на дно.
После освобождения бака от герметика включаются питательные насосы баков-аккумуляторов и производится заполнение бака водой. При этом герметизирующая жидкость всплывает, смазывает стенки бака и образует на поверхности воды постоянно плавающий защитный слой толщиной 2,5—5 см. |