
Криоцилиндр это резервуар из нержавеющей стали для транспортировки и подачи аргона, азота и кислорода. Криогенный сосуд снабжен экранно-вакуумной изоляцией и специальной арматурой предохранительного, запорного и регулирующего типа. Емкость цилиндра составляет до 500 литров сжиженного газа с рабочим давлением выпуска до 35 Bar. Устройство оснащено 4 вентилями – выдачи газ, газосброса, регулировки давления, и переключения режимов закачки и выпуска. Горизонтальные модели дополнительно имеют атмосферный испаритель. Кроме индикатора уровня наполненности, манометра и регулятора давления, резервуар имеет систему повышенной безопасности – предохранительный клапан и разрывную мембрану.
Сфера применения криоцилиндров
Устройство используют при сварке и резке металла, во многих сферах пищевой промышленности, при газоснабжении и на линиях розлива. Дешевизна хранения и транспортировки сжиженных газов позволяет применять резервуары в промышленности и системах газоснабжения как наиболее экономные источники кислорода, аргона и азота. Очень широко криоцилиндры и другое криогенное оборудование используются в авиатехнике, подробнее можно посмотреть на этом сайте.
Востребованы криогенные цилиндры благодаря их функциональной конструкции, безопасности и чистоте газов. По сути, сосуд является более современной альтернативой кислородных баллонов. При равном количестве хранимого ресурса, баллоны занимают большую площадь и сложны в эксплуатации, поскольку требуют гораздо больше вспомогательного оборудования и операций для применения. Газовые баллоны при хранении загрязняют ресурс примесями, тогда как вакуумная изоляция криоцилиндра сохраняет его чистоту.
Кроме практичности, при работе с источниками газоснабжения первостепенную роль имеет безопасность. Давление в криорезервуаре составляет 35 кг/см², тогда как в полностью заполненном баллоне давление на стенки достигает 150 кг/см². К тому же современное устройство снабжено предохранительными арматурой и клапаном, а в случае аварийной ситуации разрывается специальная мембрана и давление быстро падает до нуля.
Почему криогенные резервуары востребованы в авиации
Существует еще одна особенность криоцилиндров – их объем в разы больше, чем в баллонах при той же массе. Устройство весом в 900 кг вмещает столько же газа, как 5 тонн баллонов. Один резервуар на 500 литров равен по вместимости 64 кислородным баллонам по 40 литров. Сжиженное хранение намного удобнее при транспортировке, но нигде это преимущество не проявляется столь явно, как в авиации.
Дело в том, что для снижения расхода топлива самолету нужно подняться на высоту, при которой воздух непригоден для дыхания. Если в кабине пилота произойдет разгерметизация на высоте, то из-за разреженности воздуха летчик потеряет сознание менее чем за минуту. Поэтому правила летной безопасности обязывают пилотов иметь в кабине запас кислорода и дыхательную маску. Запас воздуха с нормальной концентрацие кислорода и азота поможет оставаться в нормальном состоянии и посадить самолет даже при серьезных повреждениях.
На каких самолетах есть смысл устанавливать криоцилиндр. В гражданской авиации при регулярных рейсах воздух в салоне поступает через двигатель, дыхательные маски имеют индивидуальные источники кислорода, а грузоподъемность самолета позволяет хранить достаточный запас кислорода в кабине. При пассажирских перевозках можно обойтись без криоцилиндра, но при частных перелетах в небольших летательных аппаратах вес кислородного резервуара имеет огромное значение. Лишний тоннаж делает перелеты менее рентабельными, а установка цилиндра сжиженного воздуха на 175, 195 или 210 литров позволит соблюсти требования безопасности без перерасхода топлива.
Благодаря компактности и легкости цилиндра можно сократить стоимость частных перелетов и эксплуатации личного самолета почти в 2 раза. Преимущество устройств также в том, что благодаря их надежности и безопасности их не нужно дополнительно регистрировать в Ростехнадзоре, ограничившись наличием сертификата на оборудование. Конечно, контейнер сжиженного кислорода и азота весьма специфическое и дорогостоящее устройство, поэтому о замене им промышленных баллонов речь пока не идет. Однако криоцилиндры прочно заняли свою нишу в современной авиации, став одним из примеров технологий будущего. |