сито с размером отверстий 5 мм. Из ванны металла после тщательного перемешивания (так как металл склонен к ликвации из-за присутствия сурьмы) берут ковшовую пробу массой в несколько килограммов, отливают слиточки и пилят или полностью обрабатывают их рашпилем (металл 1). Затем все количество металла отливают в слитки и взвешивают.
Съемы размером менее 5 мм взвешивают, иногда сокращают и взвешенную часть измельчают в пневматической ступке или шаровой мельнице,просеивают через сито с размером отверстий 0,25 мм и крупные частицы снова плавят. Получающиеся при этом съемы снова дробят и просеивают, пока весь надрешетный продукт не исчезнет. Выплавленный при переработке металл и полученную при просеивании съемов крупную фракцию (свыше 0,25 мм) сплавляют и взвешивают (металл 2). Вновь образующиеся съемы обрабатывают теми же методами просеивания и плавления. Получаемую при просеивании съемов мелочь перемешивают, взвешивают; она служит частью пробы для анализа «мелочи». Металл 2 обрабатывают так же, как и металл 1, и добавляют к пробе для анализа.
В протоколе пробоотбора указывают содержания металла 1, металла 2, мелочи, потерь (влаги и потерь при плавлении), выбираемых вручную крупных частиц железа и других металлов. Все процентные доли соотносят с исходной массой (массой поставки).
Съемы с частицами <5 мм обрабатывают следующим способом: крупные частицы, получающиеся в процессе просеивания (заключительный этап сокращения и дробления) через сито с размером отверстий 0,25 мм или через два сита с отверстиями размером 0,4 и 0,2 мм, объединяют и сплавляют с серой в свинцовый штейн (методом плавления штейна). Этот свинцовый штейн маркируют, как металл 2, и заносят в протокол. Схема подготовки пробы методом плавления (без определения содержания влаги) дана на рис. с пред. стр.
Неразобранный аккумуляторный лом. От поставляемого в вагонах однородного материала (аккумуляторов одинакового размера) можно отбирать общую пробу во время разгрузки грейфером. Если материал неоднороден и содержит разные типы аккумуляторных батарей, то общую пробу отбирают после сортировки, включая в пробу пропорционально все типы аккумуляторов. Большие общие пробы обычно сокращают еще раз до получения промежуточных проб. Материал, поставляемый в грузовиках, разгружают и разравнивают. Если сортировка необязательна или невозможна, то отбирают как можно большую пробу ковшовой погрузочной машиной и сокращают до промежуточной массы < 100кг. Если материал неоднородный, но возможна сортировка, то общую пробу набирают из отдельных разновидностей материала пропорционально их массе.
Из взвешенной общей пробы сливают кислоту и определяют содержание влаги. Затем аккумуляторы разбивают вручную, (кувалдой), куски коробок, включая железные детали, выбирают и взвешивают. Оставшиеся пластины с сепараторами, полюсные клеммы и шлам представляют собой разобранный аккумуляторный лом, который перерабатывают далее дроблением или плавлением. Протокол пробоотбора в обоих случаях содержит дополнительные данные о массе корпусов аккумуляторов.
Обработка названными методами проблематична, если в не-рассортированных аккумуляторах содержится много кислоты. Для обработки этих проб существует много способов. Один из них заключается в том, что большие массы высушивают и только после
|