ного микроскопического исследования образцов, вырезанных по возможности ближе к тому месту, где первоначально возникала трещина, была обнаружена зона сегрегации, которая простиралась на несколько тысячных долей дюйма.
Предполагается, что близость этих участков сегрегации к отверстиям для штифтов оказала влияние на образование первоначальной трещины, так как пластичность материала в участках сегрегации была низкой.
Испытания на изгиб небольших образцов показали, что пластичность резко понижается, когда полосы сегрегации расположены параллельно направлению изгиба.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что сегрегация различных элементов и водорода в крупных поковках оказываем решающее влияние на образование трещин.
Перископический осмотр канала ротора дает возможность вскрыть образовавшиеся дефекты в крупной поковке. Кроме трещин в канале обнаруживаются дефекты в виде шлаковых включений.
Влияние вакуумирования на изменение дефектов в поковках исследовали В. Н. Аскольдов и И. Р. Крянин на поковках для роторов, изготовленных из слитков стали 34ХН1МА массой 70 т. С помощью ультразвуковой дефектоскопии было установлено, что во внутренних зонах поковок, изготовленных из слитков, отлитых под давлением 800—1065 н/м2 (6—8 мм рт. ст.), обнаружено до 29 дефектов. Размер дефектов изменяется по сечению поковки— с приближением к ее оси он увеличивается с 4,3 до 6,1 мм. Количество дефектов возрастает с приближением к прибыльной части. С повышением дефектности участка поковки уменьшается пластичность и ударная вязкость металла.
Авторами была исследована сталь как в литом, так и кованом состоянии. Во всех случаях дефекты имеют ликвационное происхождение.
На рис. снизу приводится обобщенная характеристика дефектов. Все они имеют вид пористых овальных и удлиненных участков, которые располагаются в межкристаллических плоскостях, иногда
|