поверхность, не требующую механической обработки. На металлорежущих станках подвергают обработке внутреннюю полость детали, снимают технологические припуски. Технико-экономические показатели внедрения электрошлаковой технологии производства заготовок в отрасли приведены в табл. 7.4.
Электрошлаковую технологию можно успешно применять при комбинированном способе изготовления заготовок, сущность которого заключается в том, что к заготовке, полученной ЭШВ, ковкой или прокаткой приплавляют выступающие части (патрубки, бобышки, днища и др.), что позволяет изготовлять крупные и сложной конфигурации высококачественные заготовки, например, корпуса парогенераторов, сосуды СОАЗ, арматуру для блоков ВВЭР-1000 и др. Технологию электрошлакового приплавления применяют при изготовлении крышки задвижки Dy 400 мм для трубопроводов блоков РБМК-Ю00, которую ранее получали в сварно-кованном исполнении из двух частей (рис. 7.4). Фланец диаметром 860 мм вырезали газом из кованой плиты толщиной 250 мм, а стержень получали ковкой. После механической обработки участков фланца и торца стержня под сварку на установке автоматической сварки под слоем флюса за 30 проходов получали сварное соединение. Такая технология трудоемка, она не обеспечивает получения бездефектной заготовки.
НПО ЦНИИТмаш совместно с Чеховским заводом энергетического машиностроения разработана и внедрена малоотходная технология, согласно которой электрошлаковой технологией из стали 20Ш получали фланец с припуском на механическую обработку по контуру заготовки 5—10 мм, затем к фланцу приплав-ляли стержень. Контроль качества металла крышек на сплошность методом УЗД показал его высокое качество. В табл. 7.5 приведены экономические показатели сварно-кованых заготовок и заготовок, получаемых электрошлаковой технологией, при производстве крышки задвижки Dy 400 мм из стали 20Ш.
Технологией приплавления можно изготовлять заготовки сложной конфигурации, больших размеров и массы, например коленчатого вала судового дизеля. Заготовку коленчатого вала расчленяют на более простые элементы (щеку и шейку), которые изготовляют электрошлаковой выплавкой, а затем последовательно приплавлением, как это делается при сварке, получают полномерную заготовку коленчатого вала.
На рис. 7.5 приведена схема изготовления сложного коленчатого вала приплавлением отдельных его элементов, получаемых электрошлаковой выплавкой. По такой технологии можно изготовлять коленчатые валы и другие крупногабаритные заготовки практически неограниченных размеров и массы. Благодаря своей простоте и простоте средств реализации электрошлаковая технология может быть применена на любом (независимо от его
размеров) машиностроительном предприятии.
Весьма перспективным является использование электрошлаковой технологии в кузнечно-штамповочных цехах для получения заготовок молотовых и прессовых штампов. В энергомашиностроении для прессовых штампов используют заготовки ЭШВ из сталей 5ХНМ-Ш и 40ХСМФ-Ш. Стойкость их по сравнению со штампами, изготовленными из поковок, в 1,3— 1,5 раза выше. Освоена технология ЭШВ заготовок кузнечных штампов массой до 1 т с хвостовиком и замками.
Широкое внедрение заготовок ЭШВ для изготовления штампов
и инструмента позволит значительно сократить расход штамповой стали за счет повышения стойкости и уменьшить объем механической обработки. При этом решается и проблема утилизации отработанных штампов (использование их в качестве расходуемых электродов ЭШВ).
Расширение внедрения электрошлаковой технологии на предприятиях машиностроения — значительный резерв экономии металла и гарантия высокого качества ответственных изделий. Такая технология позволяет значительно повысить точность и снизить металлоемкость заготовок, уменьшить трудоемкость изготовления деталей машин. |